Возрастные характеристики детей и подростков — это специфические черты личности (психики), которые естественным образом меняются на возрастных этапах развития под влиянием процессов воспитания и обучения.
Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сфер.
Основные периоды детства и юности:
- Младенчество — от 0 до 1 года;
- раннее детство — 1-2 года
- Дошкольный возраст — от 3 до 5 лет;
- Младший школьный возраст — от 6 до 11 лет;
- Старший школьный возраст — от 12 до 15 лет;
- Старший школьный возраст — 16-18 лет.
Младенческий возраст (0-1 год). Ведущее занятие — прямое эмоциональное общение. Внутри него и на его фоне возникают ориентирующие действия, ощущения и восприятия. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов — важный момент в умственном развитии ребенка. На основе зрительной и слуховой концентрации улучшается двигательная активность ребенка и паттерны реакции. Во второй половине года ребенок уже способен связать слово, обозначающее предмет, с самим предметом. Первые слова появляются в словарном запасе ребенка.
Новым явлением в этом возрасте является формирование потребности в общении с другими людьми и определенного эмоционального отношения к ним.
Ходьба — большое достижение в развитии в 2 года. Благодаря этому ребенок становится более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения космоса. В этот период улучшается координация движений, и дети осваивают все более сложные комплексы занятий. Общение со взрослыми в раннем возрасте — необходимое условие развития предметной деятельности, которая является ведущей деятельностью детей в этом возрасте. Приобретение этих навыков побуждает ребенка учиться социальному использованию вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
Новым явлением в наше время является развитие речи и зрительно-моторного мышления.
На третьем году жизни ребенок становится более самостоятельным: он осваивает элементы заботы о себе, отделяется от взрослого и начинает рассматривать себя как самостоятельное «я», т.е. появляются первые формы самосознания. В этот период наблюдается «трехлетний кризис». Ребенок стремится удовлетворить свои потребности самостоятельно, но взрослый поддерживает прежний тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка, который начинает ему противодействовать, иногда делая наоборот.
Новое явление в эту эпоху — отделение себя от других, сравнение себя с другими.
Дошкольный возраст 3-6 (4-7) лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, возникающие в связи с развитием всего спектра потребностей ребенка. Наиболее важными из них являются: потребность в общении, посредством которого приобретается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего развиваются познавательные способности; потребность в движении, ведущая к овладению целой системой различных навыков и умений.
В ходе совместной деятельности дети получают опыт управления другими детьми и опыт подчинения. Ведущее занятие для дошкольников — ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Обучение также очень важно и влияет на психологическое развитие дошкольника, в котором важную роль играет разделение функций между участниками учебного процесса.
Младший школьный возраст — 6-10 лет (7-11 лет). Развитие психики детей в этом возрасте происходит в основном на основе ведущей деятельности — учебы. Обучение — это важная социальная деятельность, носящая коммуникативный характер. В процессе обучения молодой ученик не только приобретает знания, навыки и умения, но и учится ставить цели (задачи), находить способы усваивать и применять знания, контролировать и оценивать свои действия.
Срок созревания с 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослой жизни — главный смысл и специфическая отличительная черта этого этапа. Подростковый возраст считается «кризисным периодом», рейтингом, который обусловлен множеством качественных изменений в развитии подростка. Именно в этом возрасте в организации ребенка происходят интенсивные и драматические изменения на пути к биологической зрелости и половому созреванию. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подросткового возраста порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Период отрочества характеризуется стремлением к самообразованию и самообразованию, а также полным определением профессиональных талантов и интересов.
Старший школьный возраст — 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, своего внутреннего «я». Главное измерение времени в самосознании — это будущее, к которому оно готовится. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является профессиональная подготовка, в ходе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Старший школьный возраст — это начальный этап физической зрелости и одновременно конец полового развития.
Период созревания длится с 14 до 18 лет. Подростковый возраст — время интенсивного физиологического и умственного развития. Нравственное воспитание приобретает особое значение в подростковом возрасте, основными видами деятельности являются учеба и упорный труд, увеличивается круг ролей и социальных обязанностей.
Психическое развитие человека в подростковом возрасте тесно связано с учебой, работой и все более сложным общением со взрослыми. С началом трудовой жизни отношения между человеком и обществом углубляются, что приводит к лучшему пониманию своего места в жизни.