ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

vospitanie rebenka v seme i puti povysheniya ee vospitatelnyh vozmozhnostej Блог

Родители выстраивают собственную образовательную систему. От него во многом зависит, какой вырастет ребенок, какие ценности, нормы и принципы ему передадут. Это воспитание может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому важным вопросом является улучшение образовательных способностей семьи.

В результате изучения главы 23 студент должен

знать

  • — Специфика воспитания ребенка в семье;
  • — Основные причины негативной социализации ребенка в семье;
  • — Пути увеличения образовательных возможностей семьи;

быть способным

  • — учет специфики воспитания ребенка в семье и недопущение негативной социализации ребенка
  • — определение способов повышения образовательных способностей семьи;

знать

  • — как предотвратить негативную социализацию ребенка в семье
  • — как определить пути повышения образовательных способностей семьи.

Особенности воспитания ребенка в семье

Воспитание ребенка — основа социализации человека и формирования его личности. Семейное воспитание — это воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими (родственники, опекуны). Его влияние во многом зависит от типа воспитания в семье.

Существуют различные подходы и типы семейного воспитания, определяющие особенности формирующейся личности.

  • 1. В зависимости от конкретного состояния личности ребенка выделяется
    • — Гражданство — воспитание человека, отвечающего требованиям конкретного общества, среды обитания, установленных принципов, норм и правил, то есть гражданина;
    • — Светское образование — образование, отвечающее требованиям элегантного этикета, «требованиям мира».
    • — элитарное воспитание — воспитание в элитарном обществе, группе (целевое воспитание человека в соответствии с его социальной миссией — царской, княжеской и т. д .;)
    • — маргинальное воспитание — воспитание человека, который в силу своего культурного уровня находится вне («на грани», «на обочине») основных структурных социальных формаций общества, сложившихся социокультурных норм и традиций с моральные основы.
    • — Национальное образование — образование, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях, направленное на формирование определенного типа личности — представителя нации;
    • — религиозное (конфессиональное) образование — образование в соответствии с канонами преподавания и конфессиональным опытом в рамках конкретной религиозной среды и вероисповедания, к которой принадлежат родители;
    • — интегральное образование — образование, основанное на мировом опыте, универсальное по своему характеру, развивающееся под воздействием многих факторов окружающей среды и передающееся из поколения в поколение;
    • — Классное воспитание — воспитание человека с учетом особенности принадлежности к определенному социальному классу. Эта специфика определяется отношением к средствам производства, труду и людям;
    • — Партийное воспитание — воспитание человека в среде с определенными установками, взглядами и партийными установками. Он основан на соответствующей идеологии. Он также присутствует в предыдущих типах образования и зависит от доминирующей формы социальной осведомленности родителей и взрослых — научной, религиозной и других.

    В зависимости от стиля исследователи выделяют следующие виды воспитания:

    • — Авторитарный — слишком строгое воспитание, часто не признающий и не прислушивающийся к мнению других, уверен в своем непререкаемом авторитете. В семье это часто проявляется в том, что родители хотят воспитать ребенка наилучшим образом, но не знают, как это сделать лучше. Иногда это отражение уникальности (чрезмерной и ограниченной) личности педагога;
    • — Либерал или анархист — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Это благоприятствует недисциплинированному человеку, тому, кто не признает власти, власти, беспорядка и беззакония;
    • — Гуманитарные науки — образование просвещенного гражданина, вольнодумца, гуманиста;
    • — Демократический — воспитание человека, вовлеченного в общественный строй, способного определять свое место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
    • — Адский — воспитание человека одержимого жестокими страстями, демоническими
    • — плюралистический — воспитание человека, способного проявить себя в действии и общении с позиции широкой эрудиции и гибкости, толерантного к проявлениям иного спектра других мнений, суждений, взглядов;
    • — Прагматический: образование, основанное на практической деятельности и личном опыте учащегося и направленное на приобретение навыков и компетенций, которые могут быть полезны в реальной жизни (на практике). В результате получается прагматичный — ориентированный на практику, ориентированный на бизнес человек, который придерживается действий, поведения и коммуникации только того, что для него важно;
    • — творческое (называемое интеллектуальным, инновационным) — образование, основанное на творческом овладении знаниями науки о воспитании и достижениях реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.
    • 4. Содержание воспитания в семье определяется ее направленностью — ментальной, нравственной и др. Его специфика рассматривается в теории воспитания в общей педагогике.

    Анализ литературы и опыта работы с родителями позволил выявить наиболее типичные варианты (типы) поведения родителей при воспитании детей:

    • — Строгий — родитель работает преимущественно силой, директивными методами, навязывая свою систему требований, неуклонно направляя путь к общественным достижениям, в то же время часто блокируя собственную активность и инициативу ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;
    • — Разъяснительная — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесным объяснениям, считая, что ребенок равен ему и способен понимать адресованные ему объяснения;
    • — автономность — родитель не навязывает ребенку решение, позволяя ему найти выход из ситуации самостоятельно, предоставляя ребенку максимальную свободу выбора и принятия решений, максимальную самостоятельность, самостоятельность; родитель побуждает ребенка проявлять эти черты;
    • — компромисс — родитель предлагает ребенку что-то привлекательное в обмен на то, что не является привлекательным, или предлагает равное разделение обязанностей и трудностей. Родитель знает интересы и предпочтения ребенка и знает, что предложить взамен, на чем сосредоточиться;
    • — соучастие — родитель понимает, когда ребенку нужна его помощь и в какой степени может и должен ее оказать; он действительно вовлечен в жизнь ребенка, старается помочь, делится с ним своими трудностями;
    • — Сострадание — родитель искренне и глубоко сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая никаких конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменение состояния и настроения ребенка;
    • — Снисходительный родитель готов на любые действия, чтобы обеспечить ребенку психологический и психологический комфорт, даже в ущерб себе. Он полностью сосредоточен на ребенке и ставит его потребности и интересы выше своих собственных, а зачастую и интересов всей семьи;
    • — ситуационный — родитель принимает решение в зависимости от ситуации, в которой он находится; универсальной образовательной стратегии для ребенка не существует. Система родительских требований к ребенку и образовательная стратегия нестабильны и гибки;
    • — Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (педагогов, учителей, ученых) или перекладывает на них свои обязанности. На родителей также оказывает сильное влияние педагогическая и психологическая литература.

    Воспитательная деятельность в семье, ее направленность и эффективность зависят от многих факторов. Отрицательная ориентация влияет на социализацию ребенка, что требует ее учета.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий