Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста

vozrastnye krizisy u detej doshkolnogo vozrasta Блог

Практически все родители и опекуны замечают, что в какой-то момент ребенок так сильно меняется, что становится непохожим на свое прежнее «я». Ребенок превращается из послушного, веселого или спокойного в своенравный и настойчивый. Усиливающиеся проявления негатива и бунта в его поведении кажутся бессмысленными … Причина таких изменений — кризисы в детстве.

Кризис — необходимое условие развития. Поэтому возрастная психология фокусируется на изучении критических периодов детства и выработке рекомендаций о том, как взрослым следует вести себя по отношению к ребенку в эти периоды.

Кризисы в психическом развитии ребенка в дошкольном детстве

В дошкольном возрасте кризисы в развитии ребенка — это переломный момент, который направляет формирование личности по определенному пути. Это направление может быть прогрессивным, составляя прорыв в развитии дошкольника, но оно также может стать тормозящим, если ребенок ограничен в проявлении самостоятельности и активности.

Каждый возрастной этап (а в дошкольном детстве почти каждый год) характеризуется формированием определенных психологических процессов и характеристик. На данный момент у ребенка достаточно навыков и качеств, которые уже развиты. Но наступает момент, когда потребность в новых ключевых навыках и поведении становится очевидной.

Эти новые приобретения не появляются как по волшебству. Ребенку нужно изучать их постепенно, что требует как внутренних, так и физических усилий.

Этот поворотный момент, когда ребенок переходит от одного этапа к другому и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, называется возрастным кризисом.

Например, в возрасте 1 года детям необходимо научиться ходить, осмысленно произносить свои первые слова, понимать, что существует «я». Это непростые задачи! Ребенок прилагает большие усилия и преодолевает кризис первого года жизни.

В возрасте от 3 до 7 лет в детском саду дети переживают две фазы кризиса:

Следует учитывать, что эти переходные периоды в развитии дошкольника растянуты и разнесены. Поэтому чаще речь идет о кризисе третьего года жизни, который может начаться в возрасте 2,5 лет или затянуться до 3,5 лет. Критический период дошкольного образования приходится на 6-7 лет.

Границы начала и конца кризиса четко не обозначены, но есть пик бурного темперамента в виде капризности, упрямства, раздражительности и конфронтации.

Кризис развития у детей возникает, когда их новые, вновь обнаруженные потребности вступают в конфликт с предыдущими потребностями, которые удовлетворяются обычным способом. Например, ребенок хочет сам надеть обувь. Мама хочет закончить собираться на прогулку пораньше, но ее взрослый ребенок сопротивляется надевать обувь и требует: «Я сделаю это сам». Необходимость самостоятельно справляться с соперниками, потребность в быстром уходе, а первая важнее для трехлетнего ребенка.

Кризисы — это периоды явных изменений, при которых дошкольники меняют свое отношение к себе и к окружающему миру.

Как происходит развитие во время возрастного кризиса

Периоды резких перемен в ребенке часто настолько обременительны для родителей, что они ставят под сомнение положительное значение кризиса. Это связано с тем, что положительные достижения детей не сразу видны окружающим.

Первое, что становится неожиданным и неприятным открытием для взрослого — ребенок стал капризным и необъяснимым бунтарством.

Когда меняется развитие ребенка, родители обычно не готовы, потому что они живут в другом темпе. Взрослому комфортно «как было» и «как было вчера», а ребенок ведет себя иначе.

Чтобы не затягивать адаптацию к кризису, важно, чтобы родители вовремя снимали запреты и поддерживали активность и самостоятельность ребенка. Если отцы и матери не готовы изменить свое отношение к ребенку, они реагируют характерными негативными проявлениями, которые именуются кризисными симптомами.

Особенности протекания кризисов дошкольного возраста

Если мы посмотрим на кризисы на фоне общего хода развития, ребенок в эти периоды меняется так же быстро, как если бы его побудили к действию. В принципе, в развитии личности нет единообразия, а в детстве особенно выражена прерывистость физиологического и внутреннего развития.

Непонимание становится очевидным, особенно в возрасте трех лет или в преддверии школы, что затрудняет общение детей и взрослых. Причина этого в том, что ребенку необходимо изменить форму отношений, а взрослые продолжают общаться с ним по-прежнему. У родителей нет времени на то, чтобы заранее реорганизоваться и осознать необходимость заботиться о своем ребенке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность и безопасность обычным способом.

Просьба «о самостоятельности и волеизъявлении исходит от дошкольника, и взрослые не всегда готовы ее принять. Если ребенок хочет ходить по магазинам один, родители понимают, что это важный навык, и должны научить этому своего сына или дочь. , но они не хотят отпускать ребенка. В то время как приобретение важного социального навыка омрачается страхом родителей, дошкольник полагается на все доступные средства: отказ следовать указаниям взрослых, обидеться, рассердиться , так далее.

Дошкольник не ожидает от взрослых запрета и защиты, а скорее, чтобы признать и оценить его детские достижения, потому что самое важное новообразование в этом возрасте — гордость за свои достижения.

Можно сказать, что механизм развития во время кризиса — это «обучение в естественной среде». Чтобы получить новые навыки, вам нужно проверить свои способности — выполнять определенные действия, выполнять новые задания. А новые потребности — двигатель развития.

Значение кризисов в психическом развитии ребенка

Суть процесса развития в том, что переход от одного этапа к другому происходит через кризис. Мы просто дали понять, что это некий момент, после которого предыдущие правила не работают. На любом возрастном этапе ребенок не может делать только то, чему он научился раньше. Его опыт и осознание постепенно накапливаются, сменяясь рывком. Количественное накопление превращается в качественное накопление.

Достижение кризисных периодов дошкольного возраста — это развитие самосознания, появление у ребенка волевых качеств с дальнейшим их усилением, приобретение ими представления о том, на что он способен. Фактически, это рождение личности и свободы воли.

Приобретение личности в 3 и 7 лет немного отличается, но у них есть сходство в том, что они обеспечивают автономию ребенка по отношению к взрослым.

Этот прорыв в развитии требует пересмотра правил и отношений, которые ранее организовывали жизнь дошкольника. Но даже в этих старых отношениях можно было многое получить. Таким образом, задача ребенка в кризисной ситуации — научиться защищать свои интересы, сохраняя при этом отношения с другими людьми. И взрослые должны принять необходимость перемен и предоставить ребенку некоторую свободу, не разрушая доверительных отношений.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий