Возрастные особенности детей 6-7 лет: информация для педагогов и родителей

vozrastnye osobennosti detej 6 7 let informaciya dlya pedagogov i roditelej Блог

Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения коснулись практически всех сфер их существования. Чтобы адаптироваться к новой среде, первоклассники проходят сложный процесс адаптации. Учителям и родителям необходимо знать основные особенности ребенка 6-7 лет, чтобы иметь возможность оказать ему необходимую помощь в преодолении возникающих проблем. Что это за особенности?

Физиологическое развитие

Начнем с изменений, влияющих на физиологическое развитие шестилетних детей. В них происходят следующие процессы:

  • Продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и кровеносной системы;
  • Центральная нервная система улучшается, и отдельные ее части дифференцируются;
  • Улучшаются моторика и координация движений.

Об этом свидетельствует тот факт, что в шестилетнем возрасте:

  • Повышается двигательная активность;
  • Увеличивается сила и скорость движений;
  • Возможность выполнять несколько движений в одном упражнении;
  • Существующие двигательные навыки улучшаются.

Дети становятся более стойкими и могут справляться с повышенными физическими нагрузками. Их тела готовы к постепенным изменениям в повседневной жизни.

Развитие психических процессов

Быстро развиваются основные психические процессы.

  • Память остается непроизвольной, но с тренировкой ее работоспособность значительно увеличивается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
  • Способность к произвольному вниманию появляется, но она нестабильна. Одновременное восприятие затрагивает не более 1-2 объектов.
  • Преобладают визуальное мышление и воображение действия. Начинает появляться логическое мышление.
  • Дети умеют анализировать, систематизировать и группировать предметы по различным характеристикам, устанавливать простые причинно-следственные связи.
  • Они самостоятельно проявляют интерес к науке, наблюдают и интересуются новой информацией.
  • У них есть базовые знания об окружающем мире, на основании которых они могут делать свои собственные выводы.
  • Может проявлять усилие воли и сосредотачиваться на деятельности, которая не представляет особого интереса.
  • Они очень изобретательны. Любят фантазировать, придумывать яркие ассоциации и образы.

У детей развиваются собственные представления о прекрасном. Любят рисовать, изображают многие предметы с прорисовкой всех деталей. Они умеют обращаться с основными цветами и использовать их для передачи эмоций.

Интеллектуальное развитие

Существенные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

Игра остается основным видом познавательной деятельности детей 6-7 лет. Меняются его формы, содержание и сложность. Дети играют по правилам. Преобладают подвижные и ролевые игры.

Окружающий мир

6-7-летний ребенок активно познает окружающий мир, задает множество вопросов и строит свои версии. Также:

  • хорошо ориентируется в пространстве;
  • интересует, как и из чего сделаны вещи;
  • создает собственное представление об окружающем мире;
  • умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
  • легко разбирается в принципе работы сложных игрушек;
  • легко осваивает новые виды деятельности и совершенствует имеющиеся навыки.

Звуковой аспект речи продолжает развиваться, формируются основы грамматики. Шестилетний ребенок должен уметь:

  • четкое произношение всех звуков;
  • создает предложения с правильным соответствием слов;
  • запоминать и декламировать стихи и рассказывать литературные произведения.

Речь становится артикулированной и эмоционально окрашенной.

Математика

Математические навыки улучшаются:

  • Он может считать до 10 и обратно;
  • Понимает важность математических знаков и может складывать и вычитать с точностью до 10, используя счетные материалы;
  • Знает названия основных геометрических фигур;
  • Имеет представление о трехмерных телах;
  • Он может работать в отношениях «близко — далеко» и «более 10»: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т. д.

Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Они могут исправить свои ошибки и улучшить свои действия.

Социализация личности

Когда ребенок пойдет в школу, он или она вступает в совершенно новую социальную роль — становится учеником. Меняются правила общения со сверстниками и взрослыми, усложняются требования к первоклассникам. Дети 6-7 лет умеют руководить собственными действиями, умеют подчинять свои личные интересы и мотивы коллективным целям.

Малыш готов расширить собственный микрокосм и более склонен к установлению коммуникационных контактов. В этот период завязываются первые дружеские отношения.

У ребенка усложняется самооценка, у него развивается способность размышлять, то есть осознавать цели и мотивы, побуждающие их к действию, и оценивать качество предпринятых действий и полученных результатов. Существует сильная самооценка, которая часто бывает немного завышенной.

Шестилетние дети проявляют потребность в самовыражении и стремятся привлечь к себе внимание. И дети делают это всеми доступными способами, даже через негативные действия. В этом возрасте ребенок очень переживает из-за любых неудач.

В 6-7 лет ребенок закладывает основы своего будущего нравственного облика. Нравственное воспитание первоклассников формируется при непосредственном участии взрослых. Дети чувствительны к негативной оценке своих действий со стороны родителей. Поэтому ребенок может начать лгать, чтобы не расстроить его и избежать наказания. Родители продолжают быть образцами для подражания, а ребенок копирует их привычки и поведение.

Шестилетние дети учатся контролировать свои эмоции, стараются сдерживать слезы и агрессию (хотя это пока не всегда возможно). Понимание того, что они окружены огромным и в значительной степени неизведанным миром, порождает различные страхи, которые дети не могут контролировать.

В этом возрасте происходит окончательная гендерная идентификация, и ребенок ее придерживается во всем (выбор друзей, игрушки, роли в игре).

Малыши уже умеют ухаживать за собой и могут выполнять все основные гигиенические процедуры. Значительно возрастает доля самодостаточности в повседневной жизни.

Дети 6-7 лет достигают высокого уровня когнитивного и личностного развития, что является главной основой для быстрой адаптации к школьной жизни и эффективного обучения.

Спасибо за вашу оценку. Если вы хотите, чтобы ваше имя было известно автору, войдите в систему как пользователь и еще раз нажмите «Спасибо». Ваше полное имя будет отображаться на этой странице.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий