Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения коснулись практически всех сфер их существования. Чтобы адаптироваться к новой среде, первоклассники проходят сложный процесс адаптации. Учителям и родителям необходимо знать основные особенности ребенка 6-7 лет, чтобы иметь возможность оказать ему необходимую помощь в преодолении возникающих проблем. Что это за особенности?
Физиологическое развитие
Начнем с изменений, влияющих на физиологическое развитие шестилетних детей. В них происходят следующие процессы:
- Продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и кровеносной системы;
- Центральная нервная система улучшается, и отдельные ее части дифференцируются;
- Улучшаются моторика и координация движений.
Об этом свидетельствует тот факт, что в шестилетнем возрасте:
- Повышается двигательная активность;
- Увеличивается сила и скорость движений;
- Возможность выполнять несколько движений в одном упражнении;
- Существующие двигательные навыки улучшаются.
Дети становятся более стойкими и могут справляться с повышенными физическими нагрузками. Их тела готовы к постепенным изменениям в повседневной жизни.
Развитие психических процессов
Быстро развиваются основные психические процессы.
- Память остается непроизвольной, но с тренировкой ее работоспособность значительно увеличивается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
- Способность к произвольному вниманию появляется, но она нестабильна. Одновременное восприятие затрагивает не более 1-2 объектов.
- Преобладают визуальное мышление и воображение действия. Начинает появляться логическое мышление.
- Дети умеют анализировать, систематизировать и группировать предметы по различным характеристикам, устанавливать простые причинно-следственные связи.
- Они самостоятельно проявляют интерес к науке, наблюдают и интересуются новой информацией.
- У них есть базовые знания об окружающем мире, на основании которых они могут делать свои собственные выводы.
- Может проявлять усилие воли и сосредотачиваться на деятельности, которая не представляет особого интереса.
- Они очень изобретательны. Любят фантазировать, придумывать яркие ассоциации и образы.
У детей развиваются собственные представления о прекрасном. Любят рисовать, изображают многие предметы с прорисовкой всех деталей. Они умеют обращаться с основными цветами и использовать их для передачи эмоций.
Интеллектуальное развитие
Существенные изменения происходят в интеллектуальном развитии.
Игра остается основным видом познавательной деятельности детей 6-7 лет. Меняются его формы, содержание и сложность. Дети играют по правилам. Преобладают подвижные и ролевые игры.
Окружающий мир
6-7-летний ребенок активно познает окружающий мир, задает множество вопросов и строит свои версии. Также:
- хорошо ориентируется в пространстве;
- интересует, как и из чего сделаны вещи;
- создает собственное представление об окружающем мире;
- умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
- легко разбирается в принципе работы сложных игрушек;
- легко осваивает новые виды деятельности и совершенствует имеющиеся навыки.
Звуковой аспект речи продолжает развиваться, формируются основы грамматики. Шестилетний ребенок должен уметь:
- четкое произношение всех звуков;
- создает предложения с правильным соответствием слов;
- запоминать и декламировать стихи и рассказывать литературные произведения.
Речь становится артикулированной и эмоционально окрашенной.
Математика
Математические навыки улучшаются:
- Он может считать до 10 и обратно;
- Понимает важность математических знаков и может складывать и вычитать с точностью до 10, используя счетные материалы;
- Знает названия основных геометрических фигур;
- Имеет представление о трехмерных телах;
- Он может работать в отношениях «близко — далеко» и «более 10»: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т. д.
Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Они могут исправить свои ошибки и улучшить свои действия.
Социализация личности
Когда ребенок пойдет в школу, он или она вступает в совершенно новую социальную роль — становится учеником. Меняются правила общения со сверстниками и взрослыми, усложняются требования к первоклассникам. Дети 6-7 лет умеют руководить собственными действиями, умеют подчинять свои личные интересы и мотивы коллективным целям.
Малыш готов расширить собственный микрокосм и более склонен к установлению коммуникационных контактов. В этот период завязываются первые дружеские отношения.
У ребенка усложняется самооценка, у него развивается способность размышлять, то есть осознавать цели и мотивы, побуждающие их к действию, и оценивать качество предпринятых действий и полученных результатов. Существует сильная самооценка, которая часто бывает немного завышенной.
Шестилетние дети проявляют потребность в самовыражении и стремятся привлечь к себе внимание. И дети делают это всеми доступными способами, даже через негативные действия. В этом возрасте ребенок очень переживает из-за любых неудач.
В 6-7 лет ребенок закладывает основы своего будущего нравственного облика. Нравственное воспитание первоклассников формируется при непосредственном участии взрослых. Дети чувствительны к негативной оценке своих действий со стороны родителей. Поэтому ребенок может начать лгать, чтобы не расстроить его и избежать наказания. Родители продолжают быть образцами для подражания, а ребенок копирует их привычки и поведение.
Шестилетние дети учатся контролировать свои эмоции, стараются сдерживать слезы и агрессию (хотя это пока не всегда возможно). Понимание того, что они окружены огромным и в значительной степени неизведанным миром, порождает различные страхи, которые дети не могут контролировать.
В этом возрасте происходит окончательная гендерная идентификация, и ребенок ее придерживается во всем (выбор друзей, игрушки, роли в игре).
Малыши уже умеют ухаживать за собой и могут выполнять все основные гигиенические процедуры. Значительно возрастает доля самодостаточности в повседневной жизни.
Дети 6-7 лет достигают высокого уровня когнитивного и личностного развития, что является главной основой для быстрой адаптации к школьной жизни и эффективного обучения.
Спасибо за вашу оценку. Если вы хотите, чтобы ваше имя было известно автору, войдите в систему как пользователь и еще раз нажмите «Спасибо». Ваше полное имя будет отображаться на этой странице.