Знание специфики возраста поможет консультанту найти общий язык с детьми, правильно выстроить работу с детской группой, выбрать игры и занятия, которые будут интересны и увлекательны для детей (см. Таблицы 13-19) (М.Е. Сысоева) .
Проблемы раннего детства (5-8 лет)
Рост и развитие
Характеристики
Советы руководителям
- — Общий контроль над телом хороший;
- — координация глаз и рук улучшается к 7 годам
- — быстрое утомление при однообразных движениях;
- — слабость мышц спины
и мышцы живота, плохая осанка;
— руки и ноги растут быстрее тела
- — высокий уровень активности;
- — «кризис стихийности»;
- — любознательный;
- — конкретное мышление;
- — гибкий;
- — не может сосредоточиться на чем-то одном;
- — высокий взрослый авторитет;
- — Готовность научиться различать хорошее и плохое;
- — лучшая награда — похвала;
- — считают друзьями тех, с кем видятся чаще
- — организация подвижных игр, сокращающих прыжки и бег;
- — использовать ритмическую деятельность, пение, драму;
- — Обучение навыкам работы;
- — развитие навыков лазания и использования качелей;
- — Пусть дети действуют свободно и развивают свои способности
Проблемы раннего детства
Отвлечение интересными делами, отвлечение
Задайте много вопросов
Внимательно слушайте и отвечайте спокойно, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для обеспечения понимания
Создайте условия для быстрого результата в играх, соревнованиях и работе.
Отсутствие навыков ухода за собой (не может заправить постель, теряет вещи и т. Д.)
Учите их терпеливо убирать
Неуверенный
Дайте ребенку физическую нагрузку с учетом его способностей и состояния здоровья, не подвергая его / ее стрессу, то есть создайте «Ситуацию успеха».
Готов попробовать все
Расскажите о ядовитых ягодах, растениях
Потеря интереса к занятиям, рассеянность
Частые изменения в деятельности, которые не обязательно должны быть долгосрочными.
Слезы и страх в темноте
Не оставляйте своего ребенка одного в темноте
Никаких «страшных историй», никаких печальных историй, никаких историй с печальным концом.
Проблемы детей среднего возраста (9-11 лет)
Рост и развитие
- — Девочки растут быстрее мальчиков;
- — начинается половое созревание;
Мальчики более подчинены мальчикам, девочки более подчинены девочкам;
— энергичный, быстрый, настойчивый, инициативный;
- — поощрять детей;
- — организовывать совместную творческую деятельность;
- — организовать самоконтроль;
Рост и развитие
Своеобразное поведение
- — учащение сердцебиения;
- — чаще встречаются головные боли;
- — Ускоряется развитие скелета, рук и ног;
- — нервная система ребенка активно развивается и очень возбудима
- — часто тревожится;
- — шумные, сварливые, влюбленные;
- — боятся неудач и чувствительны к критике
- — их интересы постоянно меняются;
- — Мнение группы важнее и ценнее, чем мнение взрослых
- — Их сила воли усиливается, а эмоции находятся на пике;
- — Они склонны быть более аргументированными и непреклонными;
- — упускать из виду проблемы, возникающие при практическом обучении;
- — Неудача вызывает внезапную потерю интереса к действию
— Используйте упражнения, которые способствуют мышечной активности
Проблемы для детей среднего возраста
Возможные проблемы
Варианты решения
Обиженный, чрезмерно чувствительный к несправедливости
Внимательное, доброе, заботливое отношение к детям, стремление понять причины поведения детей.
Внешние признаки взросления: курение, игра в карты, употребление алкоголя, нецензурная брань. Бодрствовать после выключения света
Проведение разъяснительной работы с участием специалистов и просмотр соответствующих видеороликов. Изучите распорядок дня
Близость, одиночество, повышенное осознание собственных недостатков
Попытки отвлечь детей, давая им задания, требующие общения
Непослушание, бунтарство, постоянные ссоры
Заниматься делами детей, работать с ними
Делимся секретами, шалостями, шалостями
Узнавать секреты, хранить их вместе, организовывать игры с романтическими элементами
Дети-подростки (12-14 лет)
Рост и развитие
- — Девочки выше мальчиков;
- — Созревание;
- — Быстрый рост мышц;
- — Полный рост скелета
- — испытывать внутреннее беспокойство;
- — антагонизм между мальчиками и девочками; дразнить друг друга;
- — Мнение сверстников для них важнее, чем мнение взрослых;
- — стремление к конкуренции;
- — сопротивляться критике;
- — отчуждение от взрослых;
- — установление своей независимости;
- — сильная потребность в активности;
- — Умение противостоять чужому влиянию;
- — Развивается самооценка, самосознание, готовность определять свое место среди взрослых и сверстников.
— Играйте в разные групповые игры для мальчиков
- — Любимые спортивные игры;
- — Непрямое воздействие — через друзей, рассказывание историй
свои проблемы или демонстрируя различное поведение и результаты
Проблемы для подростков старшего возраста (14-16 лет)
Рост и развитие
Особенности поведения
Совет советнику
- — Зрелость связана с физическими и эмоциональными изменениями;
- — Рост скелета завершен;
- — развивается мужское и женское поведение
- — Ориентация во взрослом мире;
- — достижение личного самоопределения;
- — желание выглядеть взрослым;
- — девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
- — Беспокойство по поводу своей внешности;
- — помочь подросткам быть принятыми сверстниками;
- — Обеспечение подходящей среды
— Организация спортивных соревнований для мальчиков
Рост и развитие
Образцы поведения
совет консультантов
- — Рождается первая любовь;
- — повышается социальная активность;
- — профессиональное самоопределение;
- — кризис «независимости»;
- — Стремление к самопознанию, принятие ответственности
Рассматривается новый подход к взрослению, ориентированный на подростков и активных девочек.
Проблемы для подростков
Возможные проблемы
Варианты решения
Застенчивость, агрессивность, светобоязнь. Чередование хорошего и плохого настроения, уход в «я»
Поведение подростка зависит от того, насколько взрослому удастся найти с ним общий язык, завоевать его доверие и авторитет.
К. Н. Вентцель советует: «Относитесь к подросткам как к респектабельным взрослым».
Непослушание взрослым, критика, вызывающее поведение, действия до размышлений
Постарайтесь понять подростков, понять причины их поведения, чутко вести их, быть приятным собеседником.
Обсуждение различных методов сглаживания недостатков, обучение макияжу.