Стереотипное поведение унаследовано от наших предков. При воспитании детей родители часто слепо следуют за ними, не осознавая последствий и не анализируя их действия. Какие стереотипы воспитания больше вредны, чем полезны?
Стереотипы запугивания
Как часто мы говорим детям: «Не беги — упадешь!», «Не прыгай — ударишься!», «Не ходи на горке — рухнешь!» Каждый родитель может придумать еще десяток похожих фраз. Такие предупреждения крайне вредны. Ребенок хочет познавать мир, и родители должны руководствоваться его интересами, не убеждая, что вокруг одни опасности. В результате появляются апатичные дети, которые не интересуются жизнью, не проявляют инициативы и опасаются негативных последствий. Взрослые должны внимательно и незаметно присматривать за ребенком, но не запугивать его, подавляя его увлечение новым делом.
Там, где это действительно необходимо, стоит четко и кратко объяснить последствия определенных действий, например, последствия разговора с незнакомыми людьми или игры со спичками.
Стереотипы запрещения
Родители часто просят своих детей подчиняться необоснованным запретам. Например, им не разрешается грубить или громко смеяться. Что плохого в том, чтобы ребенок наслаждается жизнью и показывает свои эмоции? Ребенку нельзя запретить жульничать — дошкольники развивают воображение, умеют кричать и бегать — так вымывается их энергия. Прежде чем мы запретим что-то ребенку, вы должны подумать об этом — но действительно ли это опасно и может ли это повредить им? Вместо того, чтобы что-то запрещать, лучше создать безопасную среду для вашего ребенка, чтобы он не мог серьезно пораниться, бегая кругами или пытаясь схватить опасный предмет, роясь в ящиках шкафа.
Позиция запрета всего, что не нравится взрослым, приведет к бунту в старости и потере контакта с ребенком.
Гендерные стереотипы
Это также относится к устоявшимся гендерным стереотипам, таким как «мальчики не плачут» и «девочки не дерутся». Конечно, стоит воспитывать детей в соответствии с их полом, но в этом отношении стоит проявить гибкость. Маленький мальчик еще не мужчина, почему бы ему не плакать? Более того, мужчины, умеющие выражать свои эмоции, по статистике, живут дольше и строят крепкие семейные отношения. И то, что девушка может добиться своего, иногда неплохо. Более того, нет ничего плохого в том, что мальчик какое-то время играет с куклой, а девочка иногда водит свои машинки. Распространен стереотип, что мальчикам нужно меньше ласки, чем девочкам, невозможно баловать будущих мужчин поцелуями и мягкими игрушками. На самом деле проявление родительской любви чрезвычайно важно для ребенка любого пола. Мальчик, которого в детстве не обнимали и ласково, не умеет выражать свои эмоции, проявлять заботу к окружающим, ему сложнее строить отношения с противоположным полом.
Гендерные стереотипы в воспитании часто имеют печальные последствия во взрослом возрасте. Например, если девочку в детстве учили быть послушной и нежной, ей трудно отстаивать свое мнение и она не может отказывать людям, даже если отказ сделать это будет ей на руку. Это воспитание пришло из тех времен, когда единственным занятием женщины были дети и ведение домашнего хозяйства. В современном мире у девочек, воспитанных таким образом, часто нет возможности сделать карьеру или реализовать свой талант, потому что они боятся проявить твердость характера. А мужчина, который считает, что работа женщины — толкать коляску или менять подгузник, лишает себя радости ухода за своим малышом и вряд ли станет хорошим отцом.
Стереотипы сравнения
В мире нет ребенка, родители которого не сравнивали бы его со сверстниками. Как правило, это сравнение не в пользу ребенка. Соседский пирог или классный святой такие умные, вовремя делают уроки, помогают по дому, занимаются спортом. Родители считают, что ребенок постарается догнать «соперников» и стать лучше их. Но постоянные отрицательные сравнения приводят только к заниженной самооценке, неуверенности и ненависти к «хорошим» детям. Взрослые должны поддерживать ребенка и заставлять его поверить в то, что они могут справиться.
Стереотип чрезмерного обожания
Иногда родители чувствуют, что их дети нуждаются в постоянной похвале и поддержке. Когда ребенка хвалят за каждое его действие и его близкие называют самым умным и красивым, он привыкает к такому отношению. И в будущем он будет разочарован — потому что мнения других людей могут не совпадать с мнениями его родителей, и он не всегда ожидает такого же одобрения в своем жизненном пути. Это не значит, что детей нельзя хвалить, но похвала должна быть оправдана. Кроме того, не следует убеждать ребенка в том, что он лучше других. Например, не нужно говорить девушке: «Ты самая красивая девочка в классе!», Лучше сказать: «Это платье тебе очень идет!
Стереотипы родительского опыта
Очень часто родители хотят, чтобы их дети повторили свой опыт. Например, если отец и мать — успешные врачи, их родители — успешные врачи, то судьба ребенка заранее обречена: он должен иметь хорошие оценки и поступать в медицинский вуз. Планы и предпочтения детей не учитываются, а взрослые убеждены, что наследник будет счастлив только в том случае, если он повторит свой жизненный путь. Или, с другой стороны, родители потерпели неудачу в жизни и пытаются улучшить ее на своих детях. Например, заставляя ребенка учиться только по пятницам, если отец пренебрегает учебой и считает, что его юношеское поведение является причиной его нынешних проблем. У этого стереотипа есть и обратная сторона: родители воплощают в жизнь свои несбывшиеся мечты в своих детях. Моя мама мечтала стать балериной, поэтому дочка танцует из-за «не хочу», хотя мечтает рисовать. Отец по состоянию здоровья не смог пойти в армию, поэтому сын, плача, уходит в кадетский корпус.
Дети, вынужденные повторять опыт родителей, в будущем либо примут выбор старших и разовьют профессию, которая им не нравится, либо в какой-то момент откажутся от нее и начнут искать свой путь. Так выглядят люди среднего возраста, которые бросают успешную карьеру и начинают свою жизнь с чистого листа.
Родители всегда должны прислушиваться к своим детям — им не нужно повторять чужой путь или воплощать в жизнь чужие мечты, каждый имеет право на свою, неповторимую жизнь.