1. Первичные, эмоционально неопосредованные отношения (общение) между детьми и взрослыми.
2. Значение основных форм общения для дальнейшего умственного развития ребенка.
3. основные шаги по совершенствованию средств и форм общения в первый год жизни ребенка.
4. Развитие общения детей в раннем возрасте.
5. Возникновение совместных объектно-ориентированных действий и объектно-опосредованного общения между детьми и взрослыми и сверстниками.
Тема 2: Межличностные отношения в дошкольном и школьном периоде
1) Игривые межличностные отношения дошкольников.
2. Детское общение выходит за рамки узких семейных уз и отношений.
3. Реструктуризация взаимодействия и общения ребенка с разными людьми в связи с поступлением в школу.
4. Взаимоотношения в группах сверстников в старшем дошкольном возрасте и начальной школе.
Тема 3. Отношения между подростками.
1. Переход к отношениям сверстников в закрытых группах сверстников, психологически изолированных от взрослых.
2. Межличностные конфликты в подростковом общении, их причины, динамика и решения.
3. Внутреннее разделение систем общения и отношений со взрослыми и сверстниками.
4. Возникновение и развитие отношений сверстников.
5. Первые попытки подружиться со сверстниками противоположного пола.
Тема 4: Отношения в раннем подростковом возрасте
1. Диверсификация отношений в раннем подростковом возрасте.
2. Развитие дружеских отношений со сверстниками противоположного пола.
3 Межличностные отношения в период первого увлечения.
4) Изменения во взаимоотношениях взрослых по окончании школьного образования.
Обобщение вопросов
1. Развитие детского общения в первые три года жизни. 2.
2 Особенности общения и взаимоотношений дошкольников.
Межличностные отношения школьной молодежи. 4.
4. Отношения в подростковом возрасте.
5. Развитие системы взаимоотношений с окружающей средой в раннем подростковом возрасте.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения у детей от рождения до трехлетнего возраста.
2. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и школьной молодежи.
3. Противоречия в развитии отношений у подростков.
4. Проблемы во взаимоотношениях с окружающими в раннем подростковом возрасте.
Литература
Баярд Р.Т., Баярд Д. Ваш проблемный подросток. -М., 1991.
(Отношения подростка и взрослого: 65-98).
Конфликты школьного возраста: способы их преодоления и предотвращения.- М., 1986.
(Анализ конфликтных ситуаций на уроках: 77-83. Конфликты в старшем школьном возрасте: 111-119).
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе: М., 1987.
(Кризис седьмого века: 24-31).
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза коммуникации — М., 1986.
(Возникновение общения у ребенка: 30-75 лет. Развитие общения у детей первых семи лет жизни: 75-103. Отношения ребенка с окружающими его людьми: 106-120).
Мишель Клее. Психология мужчины подросткового возраста. Психосексуальное развитие ». — М., 1991.
(Гендерные роли в подростковом возрасте: 122–220. Группа сверстников: 126–132.)
Развитие общения дошкольников и сверстников: Москва, 1989.
(Основные этапы развития общения со сверстниками в младшем школьном и дошкольном возрасте: 29-32 года. Специфика контактов между младенцами: 33-49 лет. Роль взрослых и игрушек в организации контактов между детьми в первом год жизни: 50-54 г. Развитие общения со сверстниками, ее дошкольные мотивы и меры: 74-165).
Репина Т.А. Социально-психологические характеристики группы
Детский сад, М., 1988.
(Межличностные отношения в дошкольной группе (выявленные методом социометрии): 61-110. Межличностное восприятие в дошкольной группе: 110-140 Межличностное общение детей в дошкольной группе: 140-173).
II
Деятельность и отношения дошкольников: М., 1987.
(Социально-психологические характеристики игровых групп дошкольников: 20-43. Межличностные отношения в группах дошкольников: 43-94. Регулирование межличностных отношений у дошкольников: 94-108. Лидерство в группах дошкольников 158-169).
Кон И. С. Психология раннего отрочества: 1989.
(Отношения молодых людей со сверстниками: 106-127. Межличностные отношения в подростковом возрасте: 128-166, 213-237. Дружба в подростковом возрасте: 167-185).
Лисина М.И., Капчелия Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе — Кишинев, 1987.
(Генезис общения у дошкольников: 5-43.)
Мир детства: взросление.- М., 1989.
(Молодой человек и взрослые: 56–76; Молодой человек и его друзья: 76–96).
Развитие общения у дошкольников — М., 1974.
(Общение со взрослыми в первые шесть месяцев жизни: 18–112. Особенности общения у детей раннего возраста: 113–154. Общение со взрослыми у детей дошкольного возраста: 153–254. Развитие общения у детей: 256–282).
Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков //.
Вопросы психологии.-1984 .- # И.-П. 27-33.
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.- М., 1984.
(Психолого-педагогические предпосылки развития отношений: 5-13. Проблемы детских отношений в психолого-педагогической литературе: 22-29. Взаимоотношения детей в младшем и среднем дошкольном возрасте: 29-49).
Этика и психология семейной жизни.
(Особенности подростковых межличностных отношений: 41-109.)
Больной
Возраст и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. — М., 1984.
(Межличностные отношения в младшем школьном возрасте: 151–155).
Волков К.Н. Психологи по педагогическим проблемам, -М., 1981.
(Психология личных отношений детей: 50-74).
Коломинский Ю.П. Психология взаимоотношений в малых группах (общих и возрастных) — Минск, 1976.
(Отношения в группе сверстников: 5-18, 50-80. Отношения дошкольников: 203-211. Отношения в начальной школе: 211-215. Отношения подростков: 215-222. Отношения старшеклассников: 222-228. )