Взгляд ребенка на смерть

vzglyad rebenka na smert Блог

Каждый ребенок переживает смерть по-своему. На это влияют их переживания, связанные со смертью, возрастом, эмоциональным развитием и отношением к смерти. Информация о смерти доходит до ребенка из многих источников: мультфильмов, фильмов, телешоу, видеоигр и книг. Не всем взрослым легко принять смерть как естественную часть жизни, и их страхи и неправильные представления о смерти передаются их детям. Однако, если они примут этот процесс как естественный, избавиться от страхов и смущения будет намного проще.

Дети по-разному воспринимают смерть в зависимости от своего возраста.

От 0 до 1 года. В этом возрасте у ребенка еще не сформировалось представление о переходе в мир иной.

Однако дети очень остро реагируют на разлуку с родителями, болезненные процедуры и нарушения повседневной жизнедеятельности. Смертельно больной младенец нуждается в такой же помощи и заботе (физической и эмоциональной), как и ребенок любого другого возраста. Важно, чтобы и ребенок, и семья следили за повседневными делами. В этом очень юном возрасте дети не могут выразить свои чувства словами, а только выражают свою потребность в чем-то, например, страх, плачем.

1-3 года. Для ребенка этого возраста смерть пока не вызывает большого беспокойства. Большую часть беспокойства ему передают окружающие взрослые, испытывающие сильные отрицательные эмоции. Когда родители расстроены, подавлены, напуганы или злы, ребенок воспринимает эти эмоции, а также расстраивается или пугается. Такие понятия, как «смерть» или «навсегда», еще не понятны ребенку. Даже если он пережил смерть любимого человека или домашнего животного, он все равно не до конца понимает взаимосвязь между жизнью и смертью.

3-5 лет. Даже дошкольники начинают понимать, что смерть пугает взрослых. Ребенок может воспринимать смерть как нечто, что можно повернуть вспять, как в сказке. Детям этого возраста обычно говорят, что умерший человек попадает на небеса, и им может быть трудно понять, что небеса вечны, что все живые существа рождаются и умирают, и что умерший человек больше не будет есть, спать или дышать. Ребенок 3-5 лет задаст много вопросов о том, почему и как наступает смерть. Вы должны постараться рассказать правду о переходе в потусторонний мир и не обмануть, что умерший «спит». В некоторых случаях ребенок может чувствовать стыд и вину за свои действия и мысли как причину их смерти.

Если в этом возрасте ребенок серьезно заболеет, он может воспринять болезнь как наказание за свои действия и мысли. Им сложно понять, почему родители не защитили их от болезни.

Братья и сестры особенно подвержены риску, и их часто обвиняют в заболевании. Задача взрослого — понять, что происходит, успокоиться и дать соответствующее объяснение.

5-11 лет. У школьников уже более реалистичный взгляд на смерть. Ребенок может олицетворять смерть в виде ангела, скелета или духа. В этом возрасте смерть считается постоянной и необратимой. Ребенка могут интересовать подробности смерти как физического процесса, что происходит с телом после смерти. Они могут бояться собственной смерти, потому что не знают, что будет дальше. Страх неизвестности, отсутствие контроля над ситуацией, разлука с семьей и друзьями — основные источники страха смерти в дошкольном периоде.

11-15 лет. Как и у всех людей любого возраста, на восприятие смерти подростком влияет предыдущий опыт и степень эмоционального развития. Большинство в этом возрасте точно знают, что смерть является необратимым состоянием и не зависит от наличия или отсутствия предшествующего опыта смерти родственника или домашнего животного. Отличие от взрослых в том, что многие подростки сохраняют чувство собственной неприкосновенности и бессмертия. Им трудно смириться с тем, что они тоже смертны, потому что в этом возрасте происходит самоидентификация, осознание независимости, понимание своего места в жизни — и смерть все это разрушает. По этой причине подростки часто не хотят мириться с собственной смертностью. Их непреодолимые чувства и противоречия могут мешать их взаимодействию с родителями и друзьями.

Еще один важный аспект для подростка — это внешность. Неизлечимое заболевание и / или побочные эффекты продолжающегося лечения могут существенно изменить внешний вид. Подростку гораздо труднее принять такие изменения, чем взрослому, они вызывают чувство одиночества, беспокойства и гнева.

Родителям важно помнить, что каждый ребенок любого возраста по-разному реагирует на смерть. Дети всех возрастов отчаянно нуждаются в поддержке, в ком-то, кто их выслушает и поможет преодолеть страх.

Как поговорить с ребенком о смерти

Когда дети переживают смерть любимого человека, у них возникает много вопросов. И степень, в которой они понимают 5 основных концепций смерти, зависит от их возраста. Став взрослыми, мы можем помочь им понять эти проблемы, рассказав о следующих фактах.

Универсальность — Все живые существа, включая нас самих, рано или поздно умирают, никто не может избежать смерти.

Вопросы для обсуждения распространенности смерти:

  • Все умирают?
  • Дети и животные умирают?
  • Могу ли я или мои знакомые избежать смерти?
  • Неужели я или кто-то еще умру в любой момент?

Необратимость — смерть не может быть обращена магией, лекарствами, специальной пищей или водой или любыми другими средствами.

Вопросы для обсуждения необратимости:

  • Как долго ты будешь мертвым?
  • Могут ли мертвые люди вернуться к жизни?
  • Что мы можем сделать, чтобы вернуть кого-то к жизни?

«Прекращение функционирования» — Смерть останавливает все движения, чувства, ощущения и мысли.

Вопросы для обсуждения:

  • Можете ли вы чувствовать тепло и холод, слышать звуки и видеть, когда вы мертвы?
  • Спят мертвецы?
  • Есть еще мертвые люди?

Причинность — почему люди умирают. Дети младшего возраста склонны связывать смерть с внешними причинами, такими как огнестрельное оружие или несчастные случаи, в то время как дети старшего возраста также признают внутренние причины — старость или болезнь.

Вопросы для обсуждения причинности:

  • Почему люди умирают?
  • Что стало причиной смерти человека, которого любит ребенок?
  • Может быть, кто-то умирает, потому что кто-то другой хотел, чтобы этот человек умер?
  • Может, кто-то живет только потому, что кто-то хочет, чтобы он жил?

Духовность — это психологическая и эмоциональная способность искать ответы на вопросы о том, что происходит после смерти.

Вопросы для обсуждения духовности:

  • Куда уходит душа после смерти?
  • Смогу ли я когда-нибудь вернуться к жизни?
  • Даже если мое тело умирает, перейдет ли моя душа к лучшей жизни?

Все эти концепции важны для ребенка, пережившего смерть любимого человека, чтобы понять и принять их. Как взрослые, мы должны быть осторожными, очень честными и прямыми, когда обсуждаем эти вопросы с детьми, потерявшими близких.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий