«Я победила Minecraft»: что не так с играми поколения alfa

ya pobedila minecraft chto ne tak s igrami pokoleniya alfa Блог

Психологи всегда говорят, что для детей до семи лет основным занятием является игра. Но компьютерные игры для дошкольников по-прежнему явно зло. Почему? Что плохого в Майнкрафте? В этом разобралась наша блогерша Лена Киреева.

Мне потребовалось три месяца, чтобы научиться отделять «пшеницу от плевел», а также опыт продвинутых взрослых игроков, консультации с нейролингвистами, детскими психологами и педагогами. Спустя пять месяцев я приобрел «Мынкрафт». И теперь я знаю ответ на главный вопрос: в какие игры нужно играть, чтобы сохранить психику детей. Что нужно сделать, чтобы стимулировать общее развитие виртуальной реальности? А кто такие альфа-дети на самом деле?

Я современная мама. Моему сыну девять лет. Он ходит в государственную школу и играет в компьютерные игры. Я никогда не думал, что однажды технический прогресс обернется для нас катастрофой. По образованию я учитель. Мои профессиональные интересы — педагогика, психология, технический прогресс и все, что связано с развитием детской психики. В начале 90-х я получил свой первый компьютер и с пяти лет изучал виртуальную реальность. Мой ребенок серьезно увлекся компьютерами в шесть лет. Я отпустил его с чистой совестью и легким сердцем. Весной 2020 года мир ушел на карантин и в наш дом пришла эра Майнкрафт. Через две недели сын наотрез отказался учиться, потерял интерес к знаниям, и любознательный ребенок на наших глазах превратился в «зомби-майнкрафтера». «Надо что-то срочно делать!» — Я решила. Так что я засучил рукава, записался на курс игровой инженерии и начал изучать психологию и процесс разработки игр.

Alfa-дети: кто такие и что в них особенного?

Сегодняшние дети происходят из двух разных поколений. Первые — зумеры 1995-2010 года рождения. Они не знают границ, не обращают внимания на расу, пол или национальность. Вторые — это альфы, родившиеся с 2010 года, с которыми не все ясно. Согласно Hotwire, альфа-дети обладают острым чувством справедливости, и способность быть самими собой является для них фундаментальной ценностью. Термин «альфа-поколение» был придуман австралийским ученым, и первые дети родились в год, когда Apple выпустила iPad.

Так о чем мечтает альфа-поколение? 67% альфа-детей хотят помочь планете, 51% мечтают изменить мир с помощью технологий, а 51% из ста хотят работать на природе. Из-за «ускорения мира» и изменений, происходящих ежесекундно, они не означают конкретного занятия. Основная цель для них — как можно больше развить мягкие навыки и как можно быстрее приобрести твердые навыки. У поколения Альфа для всех одно желание — построить свой мир, основываясь на своих увлечениях и талантах.

Психологическое развитие детей

В 2002 году Всемирная организация здравоохранения объявила о «кризисе 21 века», согласно которому к 2020 году количество психических расстройств увеличится на 50%. ВОЗ еще не подтвердила прогноз, но есть исследования, показывающие, что психические расстройства у детей действительно ухудшились. Более того, неврологи и терапевты говорят, что с 5 лет у детей развиваются эмоциональные расстройства. Что могло быть результатом?

Есть такое понятие, как «чувствительный возраст» — период, в котором существуют наиболее благоприятные условия для формирования определенных психических черт и поведения. Это время большого потенциала. Конечно, можно наверстать упущенное, но каковы будут последствия, сказать сложно.

Малыш рождается слабым и беспомощным, но его мозг активно развивается. В конце первого года жизни он начинает активно исследовать мир человеческих объектов и учиться воздействовать на них. Обучение происходит посредством имитации и самодеятельности. Поэтому, несмотря на развитие современных технологий, только человек может научить быть человеком. Пока не будет доказано обратное, мы можем с уверенностью сказать, что роль «живого человека» в формировании личности заменить невозможно, а раннее разлучение с родителями отрицательно сказывается на общем развитии детей.

Альфа-дети, как и все предыдущие поколения, нуждаются в эмоциональном контакте с окружающим миром. Важно уметь испытывать свои эмоции через общение и взаимодействие с живым человеком. Первое взаимодействие с миром происходит через игру.

Игры, в которые играют дети

«Что ребенок хочет делать, не плачь» — это шутка, которую часто слышат родители. А вот что сказал великий педагог Макаренко: «Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Какой ребенок в игре, поэтому во многих отношениях он будет работать, когда вырастет. В какие игры играют альфа-дети. В игры для дошкольников можно играть. Делятся на три основные группы:

1. Подвижные игры, в которых дети учатся соблюдать правила, развиваются физически, учатся вести себя в группе.

2. Образовательная, в которой развиваются память, мышление и сообразительность.

3. Ролевая игра, где дети играют в «жизнь».

Все эти игры были максимально современными «до» поколения альфа. Сегодня есть игры другого типа — виртуальные или компьютерные. Виртуальная реальность все раньше и раньше входит в жизнь современных детей. Часто слишком рано. Границы между виртуальной реальностью и реальной жизнью стираются, и геймификация смело входит в науку.

Секрет игр в том, что мы обычно учимся играть путем подражания. Пожилые люди передают свой опыт среднему. Младшие смотрят из песочницы. В природе имеет место естественный цикл игр. Дети часто сами отправляются в мир виртуальных игр. Родители же просто не знают, в какие игры играет ребенок. В этом заключается большая ошибка. Критическое мышление развивается примерно в десять лет, а первое взаимодействие с гаджетом происходит в пять, иногда раньше. Может ли ребенок в этом возрасте различать добро и зло? Точно нет.

Сложность в том, что физические повреждения, такие как синяк или ушиб, можно увидеть невооруженным глазом. Психические изменения и травмы проявляются со временем. Только специалист может вовремя это заметить и принять соответствующие меры. Кто может помочь детям избежать негативного воздействия компьютерных игр? Родители, разбирающиеся в играх. И уметь отличать хорошее от плохого.

Основные виды компьютерных игр

Компьютерных игр много, и с каждым годом их становится все больше. Когда я начал свое исследование, я думал, что виды — это главное, на что нужно обращать внимание. Я сознательно вычеркнул все игры на выживание и жестокие игры. Позже выяснилось, что на психику влияет не жанр (хотя это важно), а наличие или отсутствие персонажей. Игры без персонажей считаются безопасными. Они не вызывают привыкания, не влияют на психику, и эти игры можно предлагать ребенку 6-7 лет. Конечно, минимальное наблюдение со стороны взрослых желательно, но не обязательно. Такие игры развивают мышление, скорость восприятия, внимание, управленческие навыки.

Игры с участием персонажей, которые психологи считают наиболее опасными. Это всевозможные ролевые игры, экшены и квесты (не все). В чем их опасность? Игрок имеет право выбора: он выбирает персонажа, дает ему способности, дает ему имя, выбирает пол и расу. Ребенок устанавливает четкую связь с главным героем, и игра воспринимается как реальность. Такие игры вызывают привыкание. Я начал играть в одну из таких игр под названием King’s Baunty в начале 90-х. На виртуальной лошади я путешествовал по огромному виртуальному миру, сражался с монстрами и покорял замки. Пристрастие, которое я действительно сформировал — от лошадей.

Мой ребенок начал активно исследовать виртуальный мир с помощью популярной экшн-песочницы — Minecraft. Это песочница на выживание для взрослых. Экшн-игры предназначены для эмоционального высвобождения и снятия негативных эмоций, которые необходимы взрослым, особенно после тяжелого рабочего дня. Согласны ли вы, что расчленить зомби безопаснее, чем своего босса? С детской психикой происходит обратное. Ребенок чувствует «зло» через игру и высвобождает несформированные негативные эмоции в реальной жизни. Если вашему ребенку нравится играть в Майнкрафт, стоит предложить ему образовательную версию Майнкрафт-Образование.

Технический прогресс и эволюция сознания

Сможет ли геймификация и современные технологии пробудить новый интерес к альфа-образованию, зависит от осведомленности взрослого поколения. Как рациональные родители подходят к обучению и воспитанию в виртуальной реальности. Альфа-дети рождаются с гаджетом в кармане, многие из них начинают взаимодействовать с планшетом или смартфоном на первом году жизни, а к пяти годам уже имеют свой. На данный момент невозможно предсказать, как технический прогресс повлияет на наших детей и их потомство, но одно можно сказать наверняка — людей воспитывают люди. А раз уж нам удалось отставать от современных технологий, может, пора это наверстать?

Вы находитесь в разделе Блоги. Взгляды автора не обязательно отражают точку зрения редакции.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий