Партнеры:
Кризис 17-летнего возраста — это граница между известной школой и новой, взрослой жизнью. Подростковые кризисы аналогичны кризисам в возрасте 1 года (поведенческая регуляция речи) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит полноценная саморегуляция поведения. Если человек учится объяснять и таким образом регулировать свои действия, необходимость свободно объяснять свое поведение приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Ранняя юность (14-15 лет и 18 лет) — это буквально «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в значительной степени завершаются, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее взрослому циклу. Социальный статус подросткового возраста неоднороден. Подростковый возраст — последний этап социализации. На этом этапе деятельность и ролевая структура индивида приобретают много новых, взрослых характеристик.
В это время ребенок находится на пороге настоящей взрослой жизни. Основная социальная задача в этом возрасте — выбор профессии.
Выбор профессии и типа школы неизбежно дифференцирует жизненный путь девочек и мальчиков со всеми вытекающими социально-психологическими последствиями. Расширяется круг социально-политических ролей, а также связанных с ними интересов и обязанностей. Молодые люди по-прежнему остро интересуются проблемами, унаследованными от подросткового возраста, — их возрастной спецификой, правом на автономию по отношению к пожилым людям и т. д. Однако социальное и личное самоопределение — это не столько автономия от взрослых, сколько четкая ориентация и определение своего места во взрослом мире. Подростковый возраст — последний этап созревания и формирования идентичности. Это также включает в себя развитие относительно стабильной самооценки, то есть целостного взгляда на себя.
Образ «Я» включает в себя 3 компонента: 1. Когнитивный — знание о себе, образ собственных характеристик и свойств 2. Эмоциональный — оценка этих характеристик и связанных с ними самооценки, самоуважения и т. д. 3. Поведенческие — практическое отношение к себе. Молодой человек страстно хочет знать, кто он, чего стоит, на что способен.
Есть два способа самооценки: первый — это сопоставление собственных стремлений с достигнутыми результатами. Второй метод самооценки — это социальное сравнение, которое заключается в сравнении мнений других о себе. Представления о себе очень сложны и неоднозначны. Есть реальное Я (каким я вижу себя в данный момент), динамическое я (каким я пытаюсь стать), идеальный я (каким я должен стать, руководствуясь моими моральными принципами), фантастический я (каким я хотел бы стать). хотелось бы быть, если бы все было возможно) и многие другие воображаемые я. Представление о себе даже зрелого человека не свободно от противоречий, и не все представления о себе адекватны. Адекватность самооценки повышается с возрастом. Несоответствие реального и идеального Я — естественное следствие роста самосознания и необходимое условие для целенаправленного самообразования. Самооценка, т. Е. Обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности — чрезвычайно важная черта личности, которая в значительной степени формируется в раннем подростковом возрасте.
На самооценку влияет множество факторов — отношение родителей, статус сверстников и многое другое. Одна из важных потребностей подросткового возраста — освободиться от контроля и опеки родителей, учителей, старших и установленных ими правил и положений. Существенное влияние на личность молодого человека оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь частично определяется его социальным положением. Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, с помощью которых родители влияют на своих детей: 1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая их за нарушение установленных правил, родители прививают своему ребенку определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится привычкой и внутренней потребностью ребенка; 2) идентификация: ребенок подражает родителям, следует их примеру, старается походить на них; 3) понимание: зная внутренний мир ребенка и будучи чувствительным к его потребностям, ребенок может развить чувство собственного достоинства.
Большинство 17-летних сосредоточены на продолжении образования, а некоторые ищут работу. Ценность образования — огромная польза, но в то же время достижение цели затруднено, и к концу 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Внезапные изменения образа жизни, включение в новые занятия и общение с новыми людьми создают значительные напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. В основном есть два фактора, которые помогают адаптации: поддержка семьи, уверенность в себе и чувство компетентности.
Ориентация на будущее. Это период стабилизации личности. В это время формируется система устойчивых взглядов на мир и место в ней — мировоззрение. Известный подростковый максимализм в оценке, страсть к подтверждению родственной точки зрения. Самоопределение, как профессиональное, так и личное, является центральной опухолью этого периода.