Задержка речи — это задержка освоения разговорной речи по отношению к возрастной норме. О латентности говорят, когда ребенок еле говорит в 2 года, а в 3 года нет связной речи.
Нарушения речи лечат детский невролог, логопед, логопед и медицинский психолог.
О заболевании
Речевые расстройства — это понятие на границе детской неврологии и логопедии. Ребенок в раннем и среднем детстве изучает свой родной язык намного медленнее, чем его сверстники. Этот диагноз впервые ставится детям младше 3-4 лет.
Задерживается создание всех ингредиентов:
- звуки, характерные для раннего детства;
- запас слов;
- грамматическая структура;
- структура предложения;
- связное высказывание.
Задержка речевого развития также тормозит возрастное умственное развитие, поэтому это состояние называется DPSD — задержка психолингвистического развития.
Эта проблема является пограничной, и врачи, логопеды и медицинские психологи в равной степени участвуют в лечении и реабилитации таких детей.
Симптомы задержки речевого развития
Ребенок проходит определенные этапы речевого развития, напрямую связанные с возрастом. Первый крик слышен через минуту после рождения.
В течение первого года жизни ваш малыш проходит подготовительную фазу:
- гудение — от 1,5 до 2 месяцев;
- лепет — с 4-5 месячного возраста;
- лепет — 7,5-8 месяцев;
- Первые слова — девочки от 9-10 месяцев, мальчики от 11 месяцев или 1 года.
В возрасте полутора лет или 1 года 8 месяцев происходит скачок в употреблении слов, которые были в пассивном ресурсе (смысл понимал, но не мог произнести). Это событие называется «лексическим взрывом».
Скорость развития активной речи варьируется от ребенка к ребенку, но есть определенные рекомендации:
- В возрасте 1,5 лет должен появиться жест указательного пальца и полное понимание обращаемых слов;
- в 3 года должна появиться связная речь (ходим к бабушке, в зоопарке слоненок и т. д.).
Общий нормальный словарный запас составляет от 500 до 800 слов к 3 годам и от 1000 до 1500 слов к 4 годам.
Жалобы на задержку речевого развития
Родители жалуются на задержку речи.
Ниже приведены советы по обращению за медицинской помощью.
- В течение первого года жизни он немой или издает однотонные звуки;
- Не реагирует на слова, сказанные в возрасте 1 года;
- Имеет слабые попытки повторить слово, услышанное в 1,5 года;
- В возрасте от полутора до двух лет он не может показать объект, названный взрослыми;
- В 2 года не произносит ни слова;
- В 2,5–3 года не строит простых предложений (дайте яблоко, хочется пить);
- В 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книг, но не говорит самостоятельно;
- вместо речи использует жесты и мимику.
Причины задержки речевого развития
Причины делятся на две большие группы: медицинские и социальные.
- Медицинские причины — это различные патологические процессы, поражающие мозг до рождения или в раннем детстве. В эту группу входят последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии и недоношенности.
Задержка речи может быть наследственной: если родитель заговорит поздно, вполне вероятно, что то же самое произойдет и с малышом.
Развитие речи может задерживаться из-за потери слуха. Речь формируется только путем подражания, и потеря слуха становится непреодолимым препятствием.
- Социальные факторы включают педагогическое пренебрежение, отсутствие контакта с семьей, проживание в среде, где не говорят на языке.
Отсутствие общения в семье — это патологический паттерн поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Нет обсуждения насущных вопросов, нет семейных торжеств, нет устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовного родства и не слишком много общаясь.
Изменение страны проживания в молодом возрасте также может замедлить развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детских группах и на улице говорят на другом, ребенку очень сложно приобрести языковые навыки. Марьина Роща