Стандарты произношения с учетом возраста
Формирование звукообразования у детей — процесс постепенный. Сначала ребенок разучивает легко произносимые звуки, более сложные звуки появляются позже. В первые месяцы жизни малыш по незнанию издает звуки. Звуки, издаваемые ребенком в этот период, нечеткие, иногда их нет даже на родном языке ребенка, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей произносят одни и те же звуки в этот период, независимо от того, какой язык они выучат в дальнейшей жизни. Однако ребенок начинает произносить только звуки родного языка, на которых говорят окружающие его люди.
В настоящее время, согласно научным исследованиям, около 40% детей в России имеют проблемы с произношением (они все еще неправильно произносят звуки своего родного языка до 5-6 лет, когда речь должна развиться). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет. Речевые расстройства влияют на эмоциональное состояние ребенка, самооценку, личностные качества, общение со сверстниками, а также ухудшают усвоение письменной речи (письма и чтения).
Крайне важно правильно произносить звуки. Большинство родителей знают об этом. Однако они не всегда могут объективно судить, когда пропуск и замена звуков в речи ребенка является возрастной нормой, и когда необходимо принять срочные меры для исправления этого положения. В результате складки часто возникают в ту или иную сторону: либо двух- или трехлетний ребенок упорно учится «рычать», либо упорно игнорирует «гриб во рту» пяти- или шестилетнего ребенка. годовалый ребенок и считает, что сам «говорит». Чтобы избежать этих крайностей, сегодня мы рассмотрим стандарты звука речи.
Возраст
Этапы языкового развития
Развитие речи у ребенка начинается в 1,5 месяца. Он начинается с гудящего звука: гласные «аа», «оо» и «ав».
Гудение усложняется с включением согласных звуков — «гу» или «бу», «хо».
Он начинает издавать звуки вроде [ф], [с], [с].
Продолжительное произношение звуков: «ал-ли-э», «лы-алы». Ребенок слышит звуки, видит, как другие люди озвучивают свои движения губ, и пытается имитировать их. Многократное повторение данного движения приводит к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, когда ребенок имитирует произношение отдельных слогов: ма-ма-ма, ба-ба-ба и т. Д. Развивает способность понимать речь других.
Ребенок начинает повторять вслед за взрослым все более разнообразные сочетания звуков. Чаще всего гласная звучит как [a], а согласные — как [p], [b], [m], [k], [t] и некоторые другие ». Однако эти звуки еще недостаточно стабильны и произносятся только в небольших звуковых комбинациях.
Младенцы начинают различать интонацию, а затем слова в отношении предметов и действий.
Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одновалентных парных слогов: «мама», «баба». В конце года появляются целые слова вроде «мама, папа, дядя». Ребенок четко произносит гласные: [a], [o], [u], согласные: [m], [b], [k], [d] ». К году в его словарном запасе будет 10-15 осознанно произнесенных лепетущих слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би». «,» av-av «,» pee-pee «и т. д.
Дети начинают четко произносить гласные, такие как [a], [u], [i], [o], но заменяют звуки [s], [e] на звук [i] », большинство согласных вообще не произносят или не произносят их. неправильно, заменяя их звуками, которые легче артикулировать. Ряд твердых согласных заменяется мягкими. В основном это относится к антилингвальным звукам [g], [e], [s], [z] »(« дай »вместо« дай »,« сено »вместо« сани »). Также отсутствуют шипящие звуки, [l], [p ‘], [p]. В речи ребенка должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сядь сюда», «Я хочу пить чай! Вы можете заметить появление первых прилагательных в активной речи ребенка: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не расстраивайтесь, если они звучат как «хайоши», «пахои», «басой», «майкии», «касийи».
К двум годам ребенок должен выучить и четко произносить гласные [a], [u], [o], [i] и самые ранние согласные: [k], [k ‘], [d], [d] » ‘], [m], [m’], [p], [p ‘], [b], [b’], [t], [t ‘], [e], [d’], [n ], [n ‘].
К 2 годам активный словарный запас составляет от 300 до 400 слов.
До трехлетнего возраста ребенок усваивал звуки [v], [v ‘], [f], [f’], [s], [e], [x], [x ‘], [s’]. , [h ‘], [NS’].
До трехлетнего возраста смягчение согласных («глоток» вместо «шапочка», «логово» вместо «дом» и т. Д.) Является возрастной нормой. Ребенок этого возраста обычно не произносит все остальные звуки (опуская его) или заменяет их более простым звуком (вместо «медведь» ребенок может сказать «мика», «мишка», «мишка»).
Он с легкостью запоминает и рассказывает стишки. У ребенка развиты основные грамматические категории. Словарный запас составляет 1000-1200 слов.
В возрасте от 3 до 4 лет смягчение жестких согласных постепенно ослабевает (обычно в этот период ребенок перестает говорить «дум» и четко произносит «дом»). Ребенок разучивает записанные звуки (например, слова «юбка», «кувшин», «яма»). Однако по-прежнему наблюдается нарушение произношения звуков [s], [z], [ts], [sh], [g], [tch], [h], [l], [p], [ р ‘]. Эти голоса заменяются более простыми (например, [s] на [t], [t ‘] или [s’]; [p] на [j] (читается как y), [l ‘] или опускается и т. Д.)
До четырехлетнего возраста большинство детей правильно произносят свистящие звуки: [s], [s ‘], [z], [z’] и могут хорошо их различать в свободной речи.
Их активный словарный запас составляет 2000 слов. Ребенок начинает использовать расширенное предложение, строить сложные предложения. Его интерес к звуковому слову, к «структуре» речи растет. Начинает образовывать новые слова: «лопата». Его интересует происхождение и значение слов («Почему слона называют слоном?»). У некоторых детей сохраняется общая мягкость речи.
После 4 лет ребенок правильно произносит речь и различает (различает) все без исключения свистящие звуки ([s], [s ‘], [z], [z’] и [z]). В этом возрасте еще возможно произношение звуков [sz], [g], [s], [h], [l], [p], [p ‘] ». Обычно ребенок может легко узнать и назвать ударную гласную в начале слова: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определять и называть порядок звуков в комбинациях: «ау», «ох», «iah».
В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее и насыщеннее. В ответах появляются первые составные предложения. Активный словарный запас составляет 3000 слов.
В возрасте 5-6 лет сибилянты ([ш], [ж], [тч], [ч]) обычно произносятся правильно и дифференцируются в свободном слове. Исчезает смягчение звуков [ш], [ч]. Многие дети осваивают [l]. Только звуки [p] и [p ‘] заменяются на [l], [l’], [j] или опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок этого возраста может легко распознавать начальные и конечные звуки в словах, может определять количество звуков в трех- или пятисложном слове и может подобрать слово с заданным звуком.
До шестилетнего возраста ребенок правильно произносит и различает в речи все звуки родного языка. Может найти каждый звук в слове, определить количество звуков в слове и выделить слово со звуком.
Дети усваивают звуковой анализ и изучают грамматические правила выражения. Ребенок овладевает письменной речью и понимает все богатство родного языка в целом.
На развитие речи ребенка влияют три основных фактора:
* Развитие мелкой моторики руки;
* Развитие мыслительных процессов (память, внимание, мышление, воображение);
* Коммуникация. Поговорите с ребенком в любой свободный момент и почитайте как можно больше литературы.