Недавно мой друг поделился с нами страданиями. Она поняла, что работает круглосуточным аниматором для своих детей: «Пойдем в зоопарк на выходные, ладно? Давай! Пойдем, я сказал!», «Смотри, какой хороший фильм!» Планшет. . Вы можете посмотреть его позже. Если хочешь посмотреть. «Хочешь заняться робототехникой? Как насчет поп-вокала? Плавать? Танцы? Куда-нибудь?»
Многие другие родители чувствуют то же самое: они разрываются идеями относительно своих сыновей и дочерей, но сталкиваются с упорной пассивностью. Девочки и мальчики, кажется, ни в чем не нуждаются.
И дело не в том, что папы и мамы предлагают что-то скучное и устаревшее. Многие из них готовы поощрять и оплачивать детские начинания — покупать снаряжение, находить опекунов, ездить в путешествия. Но такой инициативы просто нет. Дети ничего не хотят. Что с ними не так? И можно ли вылечить эту апатию?
Дошкольный возраст
— Мамы дошкольников обычно не приводят ко мне, — говорит Елена Казакевич. — Скорее, приходя с младшими школьниками, они напоминают себе: «Но он же ничего не хотел с детства! Я его и в развивающую школу, и на английский, и на хореографию тащил буквально насильно! И каждый раз. дома был скандал: «Я не хочу этого!
Важно: ребенок не хотел, но родители настояли. С ребенком легко — можно обмануть его и грозно смотреть. Итак, на протяжении всего дошкольного возраста семья справляется с пассивностью детей. Но они посещают психолога в школе.
Но хочу сказать отцам и мамам детей: пусть они «ничего не делают, а лгут и ковыряются в обоях»! Когда дошкольник ложится, с нашей взрослой точки зрения, его мозг активно обрабатывает информацию. А ее ребенка очень сильно бомбят! Ведь вокруг него все новое.
Основное занятие, которое развивает ребенок в этом возрасте — игра. Когда он водит машину или наряжает куклу, он познает мир. И это для него самое главное в этом возрасте.
Так должны ли мы закрыть все развивающие занятия для детей? Нет, конечно нет. Однако не перегружайте ребенка занятиями. Оставьте ту, которая ему интересна и до тех пор, пока сохраняется интерес. И не ждите от уроков выдающихся результатов. Для ребенка это еще одна игра, а для мамы — час отдыха.
7 — 11 лет
— Родители младших школьников жалуются: «Он приходит из школы, падает на диван, а если встает, то только за планшетом. Ему не интересны игрушки, он не хочет выбирать классы!»
Но для первоклассника школа — это большая работа. Он должен вести себя как взрослый, а не как ребенок, он должен сосредоточиться на 4-5 уроках, писать, читать, считать — независимо от того, что он хочет и что ему нравится. К тому же классы большие, а в коридорах сотни других детей, часто постарше и громче. Так что, если ребенок приходит и падает, дайте ему полежать час, чтобы отдохнуть. А еще лучше в тишине.
Кружки и секции первоклассников не должны быть перегружены — нужно начинать с одного внеклассного занятия в неделю, а остальные — по усмотрению и потребностям ученика — присоединять не ранее, чем во второй половине года. Адаптация к школе сама по себе является тяжелым бременем.
Если ученик 2-4 класса не встает с дивана, ситуация несколько иная. Проверить, не перегружен ли он школьными и внеклассными занятиями? У него есть время отдохнуть? Есть ли у него конфликты в классе со сверстниками или учителями (это может привести к чувству бессилия и апатии)? Задайте интересующие вопросы, чтобы узнать, не издеваются ли над вашим ребенком дети старшего возраста. Не задавайте напрямую, так как на прямой вопрос нельзя ответить из-за страха или смущения.
Если у вашего ребенка есть хотя бы одно хобби или интерес, этого достаточно! Как вы думаете, нужно добавить больше языков и видов спорта? Что ж, начните с себя, записавшись на уроки фитнеса и языковую школу. Тогда ваш ребенок узнает. Или вы перестанете так сильно об этом беспокоиться.
Смотрите фильмы и играете на планшете вместо чтения? Ясно. Видеоинформацию понять намного проще, чем составить слова из букв. И мужчина смотрит куда проще. Так что не полагайтесь на старые добрые книги, чтобы отвлечь вашего подростка от виртуальной реальности. Запрет на использование гаджетов — тоже не выход, потому что это еще и средство обучения ребенка. Установите правила: например, не более одного часа в день на вашем смартфоне или планшете после завершения всех уроков. Когда ребенок вырастет и у него будет свой личный гаджет, к которому родители не могут получить доступ (например, личная переписка), убедитесь, что установлена специальная программа родительского контроля. Это поможет вам понять, сколько времени ваш ребенок проводит в Интернете, и защитит его от нежелательного контента.
12 — 16 лет
«Он весь день и всю ночь за компьютером! Ни друзей, ни подруг. Раньше он играл в теннис, но перестал говорить, что это неинтересно. Мы едем в Европу с его семьей. Он говорит, что ты поедешь без меня, Что я там не видел? Этот ребенок ничего не хочет! Вот как родители старшеклассников описывают свои проблемы.
Это возраст, когда важнейшим процессом, определяющим дальнейшее развитие человека, становится его разлука, внутренняя разлука с родителями. Это, в первую очередь, требует времени и душевных сил. Поэтому подросток выпадает из семейной жизни, остается за компьютером. Внешне кажется, что он ничего не делает. Но внутри все кипит. Во-вторых, ходить с родителями им становится неинтересно и даже неловко. Гораздо приятнее оставаться дома одному, пока родители путешествуют!
Вчерашний ребенок становится взрослым, поэтому с одной стороны нужно дать ему немного свободы. С другой стороны — дать ему домашние дела, заставить его вставать от компьютера, вывести собаку на прогулку, повесить белье, приготовить простой ужин. Пусть это будут небольшие, но вполне конкретные задачи. И молодой человек сам решит, когда и как он их сделает. Теперь это его зона ответственности. Если нет, повторно введите четко определенную систему наказаний (не драконовских, а мягких): сокращение карманных денег, допустимого сетевого трафика и т. д. Систематически и многократно объясните, что взрослые кормят и обслуживают себя сами.
Лучше, если все это будет делать постепенно по мере взросления ребенка, а не в 18 лет.
Не паникуйте, сидя за компьютером: вся ваша настоящая и будущая жизнь там и ваши смартфоны. Общение, новые знания. Ведь, может быть, этот гаджет — его будущая профессия? Может, он станет программистом или создателем компьютерных игр. Если его учёба от этого не страдает (нет пропусков занятий), поспите — отпустите эту ситуацию. Более важно, чтобы вы не прерывали контакт со своим подростком. Пока есть контакт, есть возможность диалога.