Независимо от того, когда ребенок ходит в школу, в возрасте 6 или 7 лет он на каком-то этапе своего развития переживает кризис. Он может начаться в возрасте 7 лет или может продолжаться до 6 или 8 лет.
Родители жалуются, что «ребенка как будто подменили». Он становится грубым, капризным, раздражительным, часто конфликтует со взрослыми, отрицательно относится к ранее выполненным требованиям. Например, до вчерашнего дня образцовая и послушная девочка перестала реагировать на слова родителей, напоминающих ей, что пора обедать, ложиться спать и т. д. Затем она начала с ними спорить, не следуя распорядку дня, капризничать и капризный. Родители растеряны, не знают, что делать. Ведь если ребенок не соблюдает простейшие правила, как он сможет слушать учителя, выполнять его работу?
Однако на самом деле это не так уж безнадежно, наоборот — это естественный, необходимый этап в развитии ребенка, переживающего очередной кризисный период. Симптомы упрямства — это норма дня старшего дошкольника, и родителям следует запастись терпением и понимать особенности поведения своих детей.
Итак, что же происходит с ребенком в этот период?
- На физиологическом уровне это кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. К шести-семи годам подвижность нервных процессов увеличивается, но преобладают процессы возбуждения. Этим объясняются такие характерные черты детей, как тревожность, повышенная эмоциональная возбудимость. В этот период дети особенно подвержены различным негативным воздействиям, будь то критика со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, развод родителей и т. д. Например, если дошкольник по каким-то причинам нездоров, у него может наблюдаться психомоторное возбуждение, тики и заикание. …
- Самая главная черта 7-летнего кризиса — потеря ребенком непосредственности, ребенок уже не так выразителен во всех своих проявлениях, как раньше. Наивность и непосредственность ребенка перед кризисом означает, что снаружи он такой же, как и внутри. У взрослых детская наивность и непосредственность очень малы, а их присутствие у взрослых производит комичное впечатление. Утрата спонтанности означает, что в наши действия вносится интеллектуальный момент. Если до кризиса поведение ребенка выстраивалось и осуществлялось по желанию, то теперь, прежде чем что-то сделать, он думает, сколько это может стоить.
- Ребенок начинает маневрировать, корчить рожи, ходить иначе, чем раньше. В его поведении есть что-то нарочитое, смешное и искусственное, что-то вроде кружения, клоунады, клоунады, выставления себя в шутку. Душа ребенка закрывается и начинает играть роль, притворяясь чем-то и одновременно что-то скрывая.
- Симптом «горьких конфет»: когда ребенок недоволен, он начинает скрывать свои переживания и сомнения, стараясь не показывать их другим.
- Именно в этом возрасте впервые наблюдается значимая реакция на их переживания, новое отношение к себе. Опыт становится значимым. Счастливый ребенок понимает, что он счастлив, а сердитый ребенок понимает, что он зол.
- В семилетнем возрасте переживания впервые обобщаются. Цепочка неудач или успехов (в обучении, в общении), каждый раз проживаемая более или менее одинаково, приводит к чувству неполноценности, унижения, ущемлению самооценки или к чувству важности, компетентности, исключительности. Некоторые из этих переживаний, подкрепленные соответствующими событиями и оценками, будут влиять на развитие у ребенка самооценки и уровня стремления. Таким образом, одна и та же оценка, полученная в классе разными детьми, вызовет очень разные эмоциональные реакции: «В» — источник большой радости для одного, разочарования и негодования для другого, один воспринимается как успех, а другой — как неудача. Поэтому очень важно не пропустить этот период и помочь ребенку сформировать соответствующее представление о себе, не допуская развития слишком высокой или слишком низкой самооценки.
Вот что Спок пишет о поведении детей в этом возрасте: «Ребенок перестает использовать слишком« взрослые »слова, и его стиль речи становится резким. Он хочет только носить одежду и прически, как другие мальчики. Он может полностью забыть, как есть как следует за столом., сидит с ним с грязными руками, затыкает ему рот и берет его тарелку вилкой. Он может бездумно постучать ногой по ножке стула, хлопнуть дверью или забыть закрыть ее за собой. Он переодевается. его образец для подражания: раньше он подражал взрослым, теперь он подражает своим сверстникам. за их право быть независимыми от своих родителей. Эти дурные манеры и вредные привычки действительно расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему их учили, поэтому Фактически, эти изменения показывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не восстал бы против него.Когда ребенок почувствует, что он обрел независимость, он вернется к хорошему поведению. экко нормально развивается. Конечно, не каждый ребенок в этом возрасте становится капризным. Если родители общительны и у ребенка хорошие отношения с ними, явных признаков бунта может и не быть. У девочек бунт обычно менее выражен, чем у мальчиков. Итак, что нужно делать? На досадные мелочи можно не обращать внимания. Но вы должны твердо придерживаться того, что считаете важным.
Мы часто сталкиваемся с агрессией (словесной и физической), а у некоторых детей она принимает крайние формы в виде деструктивного отношения к вещам. Ребенок становится взрывным, грубым в ответ на чье-то недовольство взрослыми, плохой контакт и непослушание. Некоторые дети могут даже отказываться от еды или питья. Во время кризиса может произойти и обратное — полностью пассивное поведение. Такие дети беспокоят родителей и опекунов, потому что они слишком пассивны и отвлечены.
Причина в обоих случаях — тревога детства. Есть сдвиг во времени. От «я» и «я хочу» до «мне это нужно» коротких путей нет, но дошкольники проходят через это всего за 3-4 года. Так что драма этого перехода понятна. Все эти внешние качества начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новую эпоху!
Как взрослые могут помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?
Фактически для взрослого критический период в развитии ребенка оборачивается кризисом его собственной образовательной системы. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их предыдущие стратегии больше не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, кризис успешно разрешается. Вот несколько рекомендаций, как вести себя с дошкольником:
1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением вашему ребенку большей автономии (его действия в этом возрасте руководствуются желанием действовать «как взрослый») и поддержанием семейного распорядка.
2. Сохранение гармонии между полномочиями и обязанностями. Ребенок должен понимать, что новые законы влекут за собой новые обязанности (например, теперь ребенок может пойти в дом друга, чтобы навестить его, но также может пойти в магазин рядом с домом, чтобы купить хлеба).
3. В случае негативизма следует спокойно и твердо настаивать на выполнении требований семьи, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и распорядок.
4. Поощряйте расширение интересов ребенка, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, дайте ребенку среду для развития (посещение музеев, экскурсии).
5. Поддерживайте и развивайте у ребенка общее положительное представление о себе. Не сравнивайте неудачи своего ребенка с неудачами других детей.
Абдуллина Лилия, клинический психолог. По материалам журнала Health Planet