Особенности развития ребенка в 3 года

osobennosti razvitiya rebenka v 3 goda Блог

Особенности трехлетнего возраста — это, прежде всего, вызовы взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. Этот период тяжелый только тогда, когда взрослые не замечают или не хотят замечать склонность ребенка к самостоятельности, ограничивают его активность и инициативу, стараются любой ценой сохранить авторитарный тип отношений.

В конце третьего года жизни ребенок обнаруживает себя отдельным человеком, источником различных желаний и действий, обособленным от других людей. Ребенок начинает понимать, что у него есть воля, которую он может использовать. У него развивается готовность выражать свою волю: он стремится к автономии, противопоставляет свои желания желаниям взрослых. Он чувствует себя способным изменить мир объектов и межличностных отношений, он чувствует себя способным контролировать свои действия и свое воображение. Чувствуя себя сильным и все более независимым, ребенок начинает более прямо восставать против ограничений и пытается сформировать собственное мнение по любой теме. К трем годам осознание «Я есть» развивается. Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «фазой негатива» или «первой взрослой жизнью».

Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:

Негативизм заставляет ребенка действовать против его воли. Ребенок отказывается делать то, что его просят, не потому, что он этого не хочет, а только потому, что его просят это сделать. Главный мотив, которым руководствуется ребенок, — делать противоположное тому, что от него просят.

Непослушание. Негативизм — это нечто иное, чем непослушание. Когда ребенок непослушен, он сопротивляется содержанию просьбы и не подчиняется взрослым, потому что в данный момент его больше интересуют другие вещи. Когда ребенок непослушен, он следует своим желаниям, которые противоречат желаниям взрослых. Отрицая, ребенок действует вопреки желанию взрослых. Негативизм является социальным и относится к человеку, а не к содержанию запроса. Негативизм избирательный: ребенок отказывается только от того, чего хотят определенные люди, например, только мама или папа.

С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.

Настойчивость — это когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он или она очень этого хочет, а потому, что он просил об этом. Часто родители, занимая позицию «кто кого», углубляют, закрепляют упрямство и загоняют ребенка в угол, лишая его возможности достойного выхода из возникшей конфликтной ситуации.

Настойчивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена ​​не против человека, а против самого образа жизни, против принципов, которые ранее определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем до сих пор имел дело ребенок.

Эта готовность проявляется в том, что ребенок хочет все делать сам, даже если не умеет. Это показывает их склонность к независимости.

Бунтарство выражается в поведении ребенка, когда все находится в состоянии протеста, как если бы ребенок воюет с другими. Бунт проявляется в частых ссорах с родителями.

Обесцениваются старые привязанности к вещам, к людям, к принципам поведения. Ваш ребенок может начать использовать проклятия, о которых никогда раньше не говорили дома. В речи могут быть выражения, которые означают что-то плохое или отрицательное. До недавнего времени любимые игрушки и книги могут потерять свою ценность, и тогда ребенок может их выбросить, порвать, дать им отрицательные имена.

Деспотизм чаще всего встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок очень старается проявить власть над окружающей средой, он хочет добиться того положения, которое было у него в раннем детстве, когда все его желания исполнялись. Ребенок хочет стать «хозяином положения».

Ревность. Если в семье более одного ребенка, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок по-прежнему жаждет власти и поэтому завидует братьям и сестрам, с которыми ему приходится делиться властью.

Рекомендации родителям

Старайтесь адекватно реагировать на изменения, проис­ходящие в ребенке:

  1. Замените авторитарные взаимодействия с чрезмерным контролем партнерскими отношениями с ребенком;
  2. Разрешить ребенку быть автономным (в разумных пределах);
  3. Используйте здравый смысл в борьбе со всплесками эмоций и агрессии;
  4. направлять агрессию ребенка таким образом, чтобы она не становилась нежелательной, замаскированной или замененной.

Как дети справляются с возникшими агрессивными чувствами

  1. Агрессия направлена ​​вовне по отношению к другим людям или объекту. Например, ребенок пытается построить мостик на лодыжке, но терпит неудачу и полностью разрушает всю конструкцию; или ребенок винит виновного в конфликтной ситуации: «Это была ваша вина. Это была ваша вина.
  2. Он перекладывает на себя ответственность за агрессию, направляет гнев и штрафные санкции в виде самокритики и самобичевания. Это проявляется в чувстве вины ребенка, ожидании наказания, опускании головы, «замедлении моторики», возражении «Это моя вина». Это я был виноват».
  3. Подавляется агрессивный аспект. Этот метод основан на обесценивании конфликтной ситуации, вызывающей агрессию. Например, упавший и ударившийся ребенок говорит: «Не было больно», «Ничего страшного, пройдет»; ребенок, у которого взяли игрушку, говорит: «У меня есть другая игрушка»; ребенок, которого не приняли в игру другие дети, говорит: «Тогда я сыграю в другую игру».

Каждый из вышеперечисленных подходов к борьбе с агрессивными чувствами может быть уместным в некоторых ситуациях. Роль родителей — помочь ребенку понять, что иногда это вина других, иногда вина ребенка, а иногда чувства ребенка просто преувеличены. Это позволяет ребенку конструктивно направлять агрессию или гнев и дает ему возможность регулировать свои агрессивные наклонности приемлемым образом в дальнейшей жизни.

* Этот материал основан на учебнике «Учимся быть хорошим родителем для детей от 0 до 3 лет».

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий