Нравственное воспитание младших школьников происходит прежде всего в учебном процессе, который является основным видом деятельности школы. На уроках дети учатся работать независимо, что требует от них соотносить свои действия с действиями других, учиться слушать и понимать коллег, сравнивать свои знания со знаниями других, выражать свое мнение, помогать другим и получать помощь от самих себя. Разнообразие предметов дает каждому ребенку возможность продемонстрировать свои сильные стороны в обучении. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особенно подвижен, грациозен, совершенен в теле и движениях, четвертый особенно чувствителен к красоте, пятый проницателен. Эти сильные стороны личности ребенка проявляются в первую очередь в процессе обучения, когда каждый ребенок приобретает все больше и больше знаний и навыков в какой-либо области.
Во внеклассной деятельности большие возможности для нравственного воспитания возникают через игры, клубные занятия, совместную уборку, подготовку к праздникам и т. д.
Пример .
Формы нравственного воспитания.
По мотивам литературных произведений.
На основе обсуждения пословиц разных народов.
На основе фильма или фильмов, которые вы смотрели.
Решение моральных дилемм.
Участники Великой Отечественной войны в наших семьях.
Народные праздники в Бурятии (Башкирия и др.). Праздники (будни) наших предков.
Проблема взаимопомощи в народных сказках. Мое генеалогическое древо.
Подарок ко Дню 8 марта.
Поездки в страны мира.
Чистый и грязный портрет.
Моральные плакаты.
Рисунки «Школа будущего».
Обои на эту тему. («День защитника Отечества» и др.).
Благотворительная деятельность (помощь животным). Покровительство над первоклассником. Помощь одинокому человеку. Помогите своему соседу.
Школьные и классные торжества
Окончание начальной школы.
Посещение незабываемых мест города.
С участниками боевых действий.
С ветеранами войны и труда.
С выпускниками школы.
КВН посвящен правилам (дорожное движение, поведение в школе и общественных местах).
Викторина «Добрые слова».
Правила как средство воспитания младшего школьника
Давайте представим методологию использования принципов для повышения этического сознания и расширения опыта детей в области нравственного поведения.
Правило — это требование, которое в краткой форме формулирует моральную норму, касающуюся различных сторон жизни ребенка. Специфика применения правил в начальном образовании состоит в том, что они выражаются в форме поведенческих рекомендаций: «Делай то и то». Эта методика основана на следующем механизме. Правильно выполненная операция одобрена; одобрение вызывает чувство удовлетворения; положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению уровня выполнения деятельности, вызвавшей эмоцию. Повторяя правила много раз, ребенок приобретает привычное поведение.
Методика применения правил в нравственном воспитании школьной молодежи заключается в следующем.
-
1. Учитель выбирает группу принципов, которые он хочет, чтобы ученики знали. Также ему следует придерживаться следующих правил:
- — возрастная корректировка;
- — культурная значимость;
- — последовательность.
Недостаточно сформулировать норму и предъявить ее ребенку как требование. Он должен быть точным и сформулирован в виде формулы, понятной ребенку.
- Ученики будут ознакомлены с группой правил поведения, выбранных и представленных им учителем, которые содержат социально приемлемые стандарты. Под руководством учителя они обсуждают их, рассматривают примеры и определяют, когда и где применять правила.
-
3. Педагог обогащает познавательную и внешкольную жизнь детей педагогически продуманными ситуациями, в которых эти принципы необходимы. Подводя итоги урока или внеклассных занятий, учитель обращает внимание детей на успех или неудачу группы принципов, которые необходимо применять на практике. Это важно:
- — требовать от всех следовать правилам;
- — привлечь внимание к детям к случаям соблюдения или несоблюдения данным принципом;
- — сами учитель и родители должны следовать правилам.
- — говорить о тематическом исследовании в классе;
- — смотреть фильм (из жизни класса);
- — обсуждение книги или фильма;
- — тур;
- — Группа творческих действий и других процедур в логике проверенных принципов.
В классе 1 студенты знакомятся с правилами в силу студентов.Правила довольно просты и очень бетоны для них.В более поздних классах возможны более сложные принципы в отношении социальной ответственности, доброты, целостности, справедливости, межличностных отношений и т. д. Принципы представлены в группах по 3 до 4 правила, несколько раз в год.