Цель: проверить уровень умственного развития детей младшего школьного возраста.
Тест состоит из четырех субтестов, включая устные задания:
-
Субтест I — проверка умения отличать значимые особенности предметов и явлений от нерелевантных и оценка знаний по данному предмету; Субтест II — проверка способности обобщать и абстрагироваться, а также выделять существенные черты предметов и явлений; 3-й подтест — проверка способности создавать логические связи и зависимости между концепциями; Субтест IV — выявление навыков обобщения.
Последовательность: задания зачитываются экспериментатором вслух, и ребенок одновременно читает их вслух. Лучше всего провести этот тест индивидуально с участником теста. Это позволяет выяснить причины ошибок ребенка и его рассуждения с помощью дополнительных вопросов.
Текст методики
I субтест
Инструкция: «Выберите одно из слов в скобках, которое правильно завершает начало предложения.
а) Обувь всегда была. (шнурок, пряжка, подошва, лямки, пуговица). б) Родина теплая страна. (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень), в) В течение года. (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. г) Зимний месяц. (Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). д) Самая большая птица. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова). в) Розы есть. (фрукты, овощи, цветы, деревья). ж) Сова обычно спит. (ночью, утром, днем, вечером) з) Вода есть всегда. (чистая, холодная, жидкая, белая, вкусная). i) Дерево всегда имело. (листья, цветы, плоды, корень, тень). к) Город в России. (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
II субтест
Инструкция: «Вот по пять слов в каждой строке. Эти четыре слова можно сгруппировать и назвать. Одно слово не принадлежит к этой группе. Это« лишнее »слово должно быть удалено».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. б) Река, озеро, море, мост, болото. в) Кукла, мишка, песочек, мяч, лопата. г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. д) Тополь, береза, лещина, липа, осина. е) Круг, треугольник, квадрат, стрелка, квадрат. ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. з) Курица, петух, лебедь, гусь, индейка. и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. к) Весело, быстро, грустно, вкусно, осторожно.
III субтест
Инструкция: «Прочтите эти примеры внимательно. Слева написаны два слова, которые каким-то образом связаны. С правой стороны — другая группа слов: одно слово над строкой и пять слов под строкой. Выберите одно слово ниже это связано со словом выше, как и слова слева. Например: лес / деревья = библиотека / сад, задний двор, город, театр, книги бегут / кричат = стоять / тихо, ползать, шуметь, звонить кричите, какая связь существует между словами слева, а затем установите такую же связь справа ».
а) огурец / овощ = георгин / трава, роса, сад, цветок, земля б) учитель / ученик = врач / кровать, больной, палата, градусник в) огород / морковь = сад / забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы d) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перо) перчатка / рука = туфля / чулок, подошва, кожа, ступня, кисть она) темный / светлый = влажный / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, доктор) машина / двигатель = лодка / река, матрос, болото, парус, волнаi) стул / деревянный = игла / острый, тонкий, блестящий, короткий, стебель) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
IV субтест
Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например: брюки, платье. — одежда. Составьте имя для каждой пары»: а) Веник, лопата. б) Окунь, карп. в) Лето, зима. г) огурец, помидор. д) Сирень, шиповник. е) Гардероб, диван. ж) День, ночь. з) слон, муравей. и) июнь, июль. к) Дерево, цветок.
Правильные ответы
Я субтеста) а) хлеб) верблюдб) 12г) февраль д) страус) цветочный) полдень) рундж) рутж) Москва
II субтест) фасоль б) мостик в) песок г) московский д) лещина е) индикаторная г) Нестеров з) лебедь з) числовой) вкусный
III подтест) георгин / цветок б) врач / пациент в) сад / яблоня г) птица / гнездо д) башмак / ступня f) влажный / сухой г) термометр / температура г) лодка / паруса з) игла / сталь л) пол / ковровая дорожка
IV субтест) рабочий инструмент б) рыба б) сезон г) овощи д) куст е) мебель) сезон) животное) месяцы летают) растения
Обработка результатов
I Подтест: Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос «Почему не шнурки?». Если ответ правильный, вы получаете 1 балл, если ответ неправильный, вы получаете 0,5 балла. За правильный ответ после второй попытки начисляется 0,5 балла. Если ответ снова неверен, можно установить у ребенка понимание «всегда», что важно при решении 6 из 10 заданий одного и того же субтеста. При решении следующих вопросов субтеста I дополнительные вопросы не задаются.
Субтест II: Если ответ на первый вопрос правильный, задается вопрос «Почему?». За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0,5 балла. Если ответ неправильный, помощь предоставляется, как указано выше. За правильный ответ после второй попытки начисляется 0,5 балла. При ответах на вопросы 7, 9, 10 (g, i, j) дополнительные вопросы не задаются, поскольку младшие школьники еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый при решении этих задач. По пункту 7 (g) субтеста II также не задается никаких дополнительных вопросов, поскольку эмпирически установлено, что, если ребенок отвечает на этот вопрос правильно, он или она знает такие понятия, как «имя» и «фамилия».
Субтест III: 1 балл за правильный ответ, 0,5 балла за ответ после второй попытки.
Субтест IV: если ответ неверен, вас попросят пересмотреть. Персонажи такие же, как указано выше. При решении тестов III и IV пояснительные вопросы не задаются.
Для каждого ребенка при составлении результатов теста вычисляется сумма баллов по отдельным субтестам и общий балл по четырем субтестам. Максимальное количество баллов, которое тестируемый может получить за все четыре подтеста, составляет 40 (100% успех). Дополнительно полезно отдельно подсчитывать общий балл за задания во второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация результатов
Увеличение количества правильных ответов после того, как экспериментатор просит ребенка подумать дольше, может указывать на недостаточный уровень внимания к каким-либо импульсивным ответам. Суммарный результат второй попытки является дополнительным показателем, позволяющим определить, к какой группе детей с задержкой умственного развития относится тестируемый. Оценка успеха (PS) при решении задач со словами определяется по формуле: PS = x — 100% / 40, где x — сумма баллов, полученных кандидатом. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выделены следующие уровни успешности для нормально развивающихся детей и студентов с задержкой умственного развития: уровень 4 — 32 балла и более (ДИ 80-100%), 3 уровень — 31,5-26 баллов (79,0-65%), 2 уровень — 25,5-20 баллов (64,9-50%), 1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и менее).