ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ, ЧТО НИКОМУ НЕ НУЖЕН – ЭТО СИГНАЛ ТРЕВОГИ!

esli rebenok govorit chto nikomu ne nuzhen eto signal trevogi Блог

Зачем нужен школьный консультант по вопросам карьеры и в чем специфика его работы?

— Я не твоя горничная! Ничего убирать не буду! Десятилетняя школьница с вызовом посмотрела на мать, но попроси.

И это происходило каждый раз, когда ей приходилось ставить вещи на место или мыть посуду. Девушка разозлилась и сделала все назло: демонстративно бросала все, что хотела, и каждое замечание ее матери заканчивалось громким скандалом. И тут начались настроения и требования: купи мне это, дай мне то! В конце концов женщина поняла, что ее отношения с дочерью зашли в тупик, из которого она просто не могла выйти, и обратилась к школьному психологу: «Помогите! Я теряю дочь!»

Это лишь один из сотен случаев, когда родители, чувствуя собственную беспомощность, обращаются за помощью к психологу. И до того, как грянет гром, многие мамы и папы более чем скептически относятся к школьным психологам и социальным работникам: зачем нам эти услуги? Какие-то анкеты, рисунки, беседы … Как, учитель решит школьные проблемы, а чужих вообще не стоит беспокоить семейными проблемами. Однако когда случается катастрофа, скептицизм тут же улетучивается, и отчаявшиеся родители бегут к психологу.

Я попросила Наталью Харитонову, практического психолога Житомирской гуманитарной средней школы №23, рассказать о специфике работы школьного психолога и конкретных случаях из ее собственной практики …

«В школе — отличница, а дома – тиран»

К слову, Наталье удалось положить конец конфликту между мамой и дочерью. Как именно? Слово специалисту.

— Когда я начала работать над конфликтной ситуацией, оказалось, что девочка хорошо учится: у нее отличные оценки, много друзей, ходит на внеклассные занятия и кружки. Одним словом, в школе ребенок — образец для подражания. Но дома все свои негативные чувства она направила на мать. При этом семья достаточно позитивная, целостная и бесконфликтная. Я работал с девушкой 10 недель, используя разные техники: арт-терапию, песочную терапию, техники рисования, дискуссии и так далее. Были разделены несколько сеансов — мама и дочь. Постепенно ребенок изменился, агрессия по отношению к матери угасла, и ребенок стал ей ближе. Недавно позвонила и спросила, как у нее дела. Приятно было услышать, что в семье полное взаимопонимание. Она полна любви, радости и во всем помогает маме.

— Однако бывают ситуации, когда страдает ребенок, но родители даже не догадываются об этом. Сможет ли психолог распознать ребенка школьного возраста, нуждающегося в психологической помощи и коррекции?

Мама хочет одно, папа – другое, а ребенок — третье

— Однажды в период адаптации к 5 классу мы проводили опрос. А по фото одного из детей читалось суицидальное настроение. Дело в том, что существуют специальные, научно обоснованные и проверенные методы, которые позволяют нам убедиться в этом. Когда мы начали работать с отцом и мамой, выяснилось, что у ребенка такие настроения есть. На ум пришли фразы «я никому не нужен», «хочу выйти из дома», «мне никто не нужен». У мальчика не было друзей, он пренебрегал учебой и не делал уроки. Родители наняли репетиторов, но ситуация не улучшилась. Когда психологи начали работать с ребенком, оказалось, что он чувствует себя отвергнутым, непринятым и непонятым в этом мире. Отсюда проблемы с обучением и поведением. Ребенок просто замкнулся в себе и отрезал себя от всех. Чтобы измениться, мальчику потребовалось больше месяца работы с семьей и ребенком. Результат порадовал: ученица стала активной, веселой и стремящейся учиться, поэтому нет необходимости нанимать репетитора. Как правило, для получения результата работа должна длиться не менее 2-3 месяцев. Одноразовые сеансы не работают.

— С какими еще проблемами к вам приходят дети и родители?

— Одна девочка из 11 столкнулась с проблемой выбора профессии. Папа очень хотел, чтобы она окончила военную кафедру, мама видела дочь экономистом, а сама девушка хотела стать дизайнером интерьеров. В семье постоянно поднимался вопрос о предстоящем зачислении в школу, а бесконечные ссоры заканчивались драками и громкими драками. Поэтому родители обратились за помощью к школьному психологу. Я провел с девушкой несколько специальных техник, которые позволяют выявить таланты и склонности человека. Затем было несколько интервью со всеми членами семьи, и конфликт разрешился очень быстро. Родители направились к дочери, которая успешно поступила в один из столичных вузов по специальности дизайн. Дополнительной специализацией была экономика, как и хотела ее мать. Отец поддержал выбор моей дочери, потому что желал ей только добра. Таким образом, взаимопонимание между членами семьи было быстро восстановлено.

«Я – люблю, а меня – нет»

Кстати, вопрос выбора будущей профессии достаточно болезненный, и помощь психолога здесь может быть очень полезной. Например, я знаю семью, в которой моя дочь, в отличие от родителей, получила медицинское образование. Но после 3 месяцев учебы она поняла, что медицина — не ее призвание. Она бросила учебу, а через год поступила в политехнический университет. Этого бы не произошло, если бы она прошла психологические тесты и определила свои наклонности.

— Приводит ли детей к школьному психологу безответная любовь?

— Был случай, когда ко мне пришла студентка и сказала, что страдает от безответной любви. И когда я попросила ее перечислить черты парня, с которым она хотела бы быть близкой, оказалось, что объект ее любви по указанным критериям совершенно не подходит. Не тот человек! Девушка была очень рассудительной и ценила собственную жизнь, поэтому быстро поняла.

что она обратила внимание на этого мальчика только потому, что он считался популярным в школе. Вот и все. Как мужчина, он ее совершенно не интересовал. И вся беда сразу исчезла.

По словам моего собеседника, есть много разных ситуаций, в которых нужен психолог. Например, бывает, что ребенок интеллектуально развит, готовится к олимпиаде, но вообще не может представить себя, боится выступления, не может представить свои знания и продемонстрировать свои навыки. Мы проводим для таких детей серию тренингов по развитию уверенности в себе, публичных выступлений и личностного развития. Они помогают им стать увереннее и добиться успеха.

Детские проблемы могут сломать жизнь взрослому человеку

чу! Я просто хочу друзей, с которыми приятно и весело проводить время». Мы проводим занятия и упражнения по самосознанию и говорим о том, чего они хотят в жизни, думают ли они, что взрослые будут убирать за ними всю свою жизнь и т. д. Взрослые, но также и обязанности. При работе с детьми часто оказывается, что дефицит внимания в семье приводит к школьным проблемам. С другой стороны, у детей, которые посещают дополнительные занятия и секции, гораздо меньше психологических проблем — они осознают свои способности и имеют одинаковых людей, что очень важно.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий