Как ребенок должен разговаривать?!

kak rebenok dolzhen razgovarivat Блог

Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, потому что они просто не знают, как должна развиваться речь в том или ином возрасте. Ребенок говорит, общается, задает вопросы, но родители часто не задумываются о том, КАК ребенок произносит слова (переставляя слоги, меняя звуки). Часто родители думают, что эти проблемы пройдут сами по себе и что их ребенок со временем догонит своих сверстников. Как правило, они ошибаются.

Если ребенок 3–4 лет не говорит правильно или вообще не говорит, срабатывает будильник.

В возрасте от одного года до пяти или шести младенцы начинают издавать собственные звуки. Вначале ребенок «скручивает» слова, искажает, но по мере усвоения звуков речи произношение слов становится все более точным, постепенно приближаясь к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» органов речи ребенок может правильно артикулировать только самые основные звуки: А, О, Е, М, Б, П. Из них дети создают свои первые слова: Папа, мама, баба. Чуть позже ребенок разучивает другие звуки: I, Y, U, F, V, T, G, K, D, H, H, Y. Эти звуки осваиваются от одного до трех лет. Сложные для артикуляции согласные звуки (S, Z, Ts, W, ZH, CH) не появляются до 3–5 лет. До истечения этого времени они либо полностью отсутствуют в речи ребенка, либо заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (R, L) появляются у большинства детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Развитие звукового произношения обычно завершается к 5-6 годам. Следовательно, нормально развивающийся ребенок не должен ходить в школу с дефектом речи. Простая «задержка» речи свидетельствует о наличии у ребенка речевой патологии.

Причинами речевых нарушений могут быть:

  • Неблагоприятная наследственность и нездоровый образ жизни будущих родителей: профессиональная «вредность», наркомания, алкоголизм и курение, аборты.
  • Неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на дальнейшую речь ребенка во время беременности: токсикоз беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), Резус-конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, острые стрессовые ситуации, осложнения во время родов.
  • Неблагоприятные обстоятельства в раннем периоде развития: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит), нелеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, аномалии строения челюсти и зубов как следствие. травм.
  • Социальные факторы: двуязычие в семье, дефекты речи в среде, среда, в которой родители сознательно «приспосабливаются» к речи ребенка, «няня» или, наоборот, пренебрегают речью ребенка.

Итак, вы обнаружили, что ваш ребенок неправильно произносит все звуки и что некоторые слова «проглатывают». Что делать в этих случаях? Немедленно обратитесь к логопеду и не ждите, пока произношение вашего ребенка «само» нормализуется! Чаще всего задержка речевого развития сказывается на всем развитии ребенка — не позволяет полноценно общаться со сверстниками, отягощает его эмоциональное и психическое состояние. Однако, если вовремя помочь ребенку, используя все средства развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Что может логопед?

На логопедических занятиях работа ведется по следующим направлениям:

  • Формирование правильного произношения;
  • Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • Улучшение звуковых процессов
  • Улучшение грамматической структуры высказывания;
  • Обогащение и активизация словарного запаса речи;
  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму;
  • Развитие связной речи;
  • Совершенствование просодической стороны речи, в том числе развитие дикции, речевой экспрессии, правильного дыхания, работа над правильным акцентом, темпом речи.

Логопедическая работа проводится два раза в неделю. График индивидуальный.

Что именно мы делаем на занятиях логопедом?

Берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

  • Расширение и активация словарного запаса;
  • Формирование правильного употребления грамматических категорий (склонение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разное время; согласование существительных с прилагательными и числительными по роду, числу и падежу);
  • Выявление предлогов в речи и развитие понимания их значения;
  • Научиться отвечать на заданный вопрос полными предложениями и т. д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение рассказыванию историй; рассказывание историй на основе картинки или серии картинок по плану-схеме; заучивание стихов наизусть; отгадывать и запоминать головоломки. На уроках фонематического слуха ребенок учится различать звуки на слух, извлекать их из речи («Произнесите слово», «Повторите несколько звуков и слов в том же порядке», «Скажите противоположное» и т. д.)

Занятия, развивающие мыслительные процессы: восприятие, память, мышление, внимание и деятельность, развивающую мелкую моторику: массаж пальцев, пальцевая гимнастика, формирование фигур и моторики.

Занятия по звукопроизношению включают следующие этапы:

  • Артикуляционные упражнения;
  • Коррекция произношения, в том числе постановка, автоматизация звуков, дифференциация его от похожих звуков.

Помните, что преодоление дефектов речи требует систематической, длительной корректирующей работы, в которой родители играют значительную роль, ведь большую часть времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми!

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • Не ругайте их за неправильную речь;
  • Аккуратно исправьте неправильное произношение;
  • Не делайте упор на заикание и повторение слогов и слов
  • Сохраняйте позитивное отношение ребенка к логопеду;
  • Особое внимание стоит уделить домашнему заданию.

Основная задача родителей — обратить внимание на различные речевые расстройства своего ребенка достаточно рано, чтобы начать с ним логопедическую работу еще до поступления в школу, чтобы не допустить коммуникативных трудностей в окружающей среде и неудач в начальной школе.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий