Почему ребенок капризничает: ошибки воспитания или болезнь

pochemu rebenok kapriznichaet oshibki vospitaniya ili bolezn Блог

Автор: Марфа Гончарова, журнал «Мое дитя и я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражительность на спуске — все это раздражает родителей и злит незнакомцев, которые стали невольными свидетелями неприятных сцен, мы обычно называем это прихотью. На самом деле, если каприз взрослого человека можно назвать совершенно необоснованным, то капризы детей, как правило, имеют серьезные основания.

Юлия Андронникова: «Прихоти в их общепринятом понимании не характерны для детей до года. Если ребенок вдруг начинает вести себя необычно — это всегда сигнал матери, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не может сказать. точно: если ребенок десять минут плачет — это нормально, а если дольше — это признак болезни. Вот тут и должна сработать материнская интуиция. Ведь в первые 2-3 месяца жизни находясь в тесном контакте с младенцем, мать усваивает его настолько хорошо, что знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки нормального поведения.

Если ребенок плачет, мать успокаивает его так, как ей подходит. Младенцам нравится, когда их держат на руках и держат в контакте кожа к коже, их раскачивают, говорят мягким спокойным голосом и прижимают к груди. Одни перестают волноваться в теплой ванне, другие на время раздеваются. Набор приемов может быть разным, но если ребенок продолжает плакать, несмотря на обычные релаксационные ритуалы, матери следует внимательно за ним следить.

Инфекционные заболевания

Чрезвычайно продолжительный плач или, наоборот, сонливость и отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком инфекционного заболевания. Независимо от того, так это или нет, через несколько часов это становится очевидным: у вас может развиться температура, кашель или насморк. Для младенцев, которые еще не могут сказать или показать, что у них болит, громкий плач может быть признаком того, что начался средний отит. Если болят уши, может не быть лихорадки или других симптомов простуды, то подозрения вызовет резкое изменение поведения: ребенок становится своенравным, неадекватным ситуации, трясет головой, иногда очень громко плачет, начинает плакать, когда меняет положение головы и отказывается от еды, потому что провоцирует боль. В этом случае всегда вызывайте врача.

Метеочувствительность

Реакция вегетативной нервной системы на изменение окружающей среды называется метеочувствительностью. Тренировка нервной системы и кровеносных сосудов вашего ребенка поможет вам справиться с последствиями погодной чувствительности. Благодаря закаливанию адаптивные способности организма увеличатся, а реакция на смену погоды станет менее бурной или полностью исчезнет.

Для детей лучшее закаливающее упражнение — прогулки на свежем воздухе в любую погоду. На организм может повлиять не только смена давления, дождь или штормы, но и обычная пасмурная погода или длительное отсутствие солнца на небе. Резкие перемены погоды нередко вызывают беспокойство у новорожденных. Через несколько месяцев эта метеозависимость проходит в большинстве случаев, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может сохраняться и даже ухудшаться в стрессовых условиях.

Хронические заболевания

Но что делать, если ребенок не только внезапно меняет свое поведение, но и постоянно находится в депрессивном состоянии — он вялый, постоянно скулит и почти не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка — важный показатель его здоровья. Здоровый ребенок может начать капризничать вечером, когда он устал, но он должен просыпаться в хорошем настроении — это сигнал. маме, что он в порядке.

Если ваш ребенок капризничает и в плохом настроении каждый день и инфекции исключены, ваш педиатр должен это учитывать. Постоянное недомогание, бледность, сонливость, отсутствие улыбки с рождения, небольшая прибавка в весе и низкий рост — это набор симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем лучше, так как раннее лечение может компенсировать болезнь и спасти жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на такое состояние педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Анемия или проблемы с почками могут вызывать более или менее одинаковые симптомы. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или развеяв такие опасения.

Переутомление

Если ребенок ворчлив по ночам, матери обычно говорят: «Днем плохо спал» или «Сходил в класс и был гиперактивен из-за других детей». Возможно, этого достаточно, чтобы организовать повседневный ритм жизни ребенка и дать ему больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если ребенок сам по себе возбудим, он не может сидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом очень устал, педагогические проблемы пересекаются с физическими проблемами, так как у родителей буквально нет времени на своего ребенка. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, с помощью приемов массажа и закаливания. Психолог посоветует родителям, как лучше всего общаться с ребенком.

Каприз как послание родителям

Каприз — это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не может выразить в надлежащей форме. Если ребенок все время капризничает и вы исключили физические причины (болезнь, переутомление), стоит задуматься о душевном состоянии ребенка. Психологи отмечают, что неадекватное поведение ребенка часто является реакцией на дисгармонию в семье. Бабушку не устраивает, как молодая мама воспитывает ребенка, она постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают спорить каждый раз, когда им нужно уложить ребенка спать. Явные или невысказанные обиды и конфликты, напряженность в семье сильнее всего сказываются на ребенке. В данном случае его «прихоти» — это материализация окружающих его недовольства и раздражения. Исправить ситуацию можно только улучшив семейные отношения.

Определенные педагогические отклонения в семье также легко могут стать источником прихоти. Если родители позволяют ребенку делать что угодно, а ребенок просто не понимает слова «нет», то любая попытка запретить ему это приводит почти к истерии. Как правило, родители боятся такой реакции и готовы на все, чтобы ее не повторить, поэтому продолжают баловать ребенка. Это неизбежно усугубляет семейный раскол и делает членов семьи еще более раздражительными. Обратное тоже может втянуть всю семью в порочный круг: ребенок ведет себя слишком строго и пресекает буквально все попытки действовать и принимать решения самостоятельно. Ребенок протестует, и родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, когда у разных членов семьи совершенно разные стили воспитания — например, мать очень строга с ребенком, а отец позволяет абсолютно все. Со всеми этими ситуациями лучше всего разбираться с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Родители часто путают стремление ребенка к независимости с прихотью. В возрасте 8-9 месяцев малыш начинает «испытывать на прочность» окружающих его взрослых. Он достает игрушку, бросает ее на пол и немедленно требует вернуть. Это можно повторять много раз подряд. Ребенок узнает пределы дозволенного, и эти пределы могут быть разными при общении с матерью, отцом или бабушкой. Очень легко отличить реальный плач по потребности от «тестового» плача: при «тестировании» ребенок иногда перестает плакать, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить вызванный эффект. Такие остановки — признак потребности во внимании. Это не значит, что в данном случае их следует игнорировать, лучше нежно поговорить с ребенком, привести разумные аргументы, объяснить его действия, включая необходимые отказы или запреты. Этот словесный контакт, если он установлен при рождении, позволяет легче определить причину ненормального поведения и справиться с ситуацией.

В 2–3 года наступает время, когда ребенок отвечает буквально на все: «Я сам сделаю!».Более того, если вы пытаетесь сделать что-то самостоятельно и не очень успешно (пролили, сломали, уронили), лучшая стратегия — не ругать ребенка, а отмечать его достижения и вместе предлагать довести это до конца.Часто простого признания того, что ребенок пытается сделать что-то самостоятельно, достаточно, чтобы уживаться и сводить «прихоти» к минимуму.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий