Елена Михайловна, трудно найти людей, которые в детстве не злились, не крали украдкой чужие машины, куклы в дом, не били хулиганов. Где грань между шутками и потенциально опасным поведением?
Елена Шпагина: В осознании, в понимании собственного поведения. Жан Пиаже, известный швейцарский психолог по вопросам развития детей, описал исследование нравственной оценки персонажей в рассказах детьми: один мальчик случайно разбил пятнадцать чашек из-за своей рассеянности, а другой — только одну, но он потянулся за консервами после своей матери. вышел из кухни … Кто больше виноват? Исследователь задавал эти вопросы детям и понял, что дети с 4 лет формируют свое нравственное сознание, и большинство из них уже в возрасте 6-7 лет понимают, что случайно разбить даже 15 чашек не так постыдно, как украсть варенье, не спросив.
Основное понятие личности лица, совершившего преступление, принятое в настоящее время в юридической психологии, основано на особенностях правового сознания и мировоззрения человека, когда он считает, что совершение конкретного деяния возможно или допустимо. Это напрямую не связано, например, с психическим здоровьем. Вы можете прожить всю жизнь с психиатрическим диагнозом, не совершить ни одного преступления и быть самым милым человеком. Он формируется в процессе воспитания, в процессе социализации (познания стандартов жизни в обществе). Первый институт социализации — это семья. Именно там устанавливаются правила взаимоотношений с окружающими: какое-то поведение одобряется и поддерживается семейным окружением, но часто ребенок просто копирует их у окружающих. Вот почему так важен пример, образец для подражания.
Наказания и запреты должны основываться на объяснении причин и следствий поведения ребенка. Чтобы ребенок сознательно не повторил подобных ошибок в следующий раз. Однако взрослые должны знать, что способность сознательно и добровольно контролировать поведение ребенка появляется только в возрасте 12–14 лет. Прежде чем это произойдет, мы формируем в ребенке разные нормы: моральные, этические, правовые. Очень важно не игнорировать шалости детей, навести порядок, обсудить эти вопросы, развить умение дипломатично и не решать проблемы насилием.
В классе есть хулиган, который оскорбляет всех. А как насчет других учеников и их родителей? Почему их нельзя изолировать, перевести в спецшколу или на индивидуальное обучение?
Елена Шпагина: «Мучитель, деспот и тиран» тоже чье-то дитя. Чаще всего это ребенок в сложной жизненной ситуации, когда родители пьют, пристрастились к наркотикам, они сидят в тюрьме. Бывает, что ребенок осиротел и попадает на попечение бабушки, которая не справляется. Другими словами, воспитывать его некому, а среда, в которой он живет, диктует свои правила поведения. Часто на таких детей влияет «улица». Конечно, родители из обеспеченных семей хотят уберечь такого хулигана от класса, изолировать его от общества «хороших детей» и отправить в специальное учреждение, где он будет перевоспитан.
Посмотрим где? Психологическая и неврологическая клиника? У него должен быть серьезный диагноз, поставленный врачом. Его родители или опекуны должны позаботиться о его здоровье. У него есть только бабушка с неопределенным диагнозом здоровья.
Некоторые категоричные родители говорят, что его место в тюрьме! На каком основании? Уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а за многие преступления — с четырнадцати. В том числе хулиганство, но только по ч. 2 и 3 ст. 213 УК РФ. Это хулиганство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Должен быть суд, вина будет доказана, но мы снова получим нового члена общества, вступившего на путь преступления.