РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

rannee detstvo ot 1 goda do 3 let Блог

Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности

Раннее детство — это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в развитии личности, когнитивном развитии и ситуации социального развития.

Новые явления в младенчестве приводят к изменению взаимоотношений ребенка и взрослого, что, в свою очередь, приводит к формированию новой социальной ситуации, заключающейся в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого и в том, что эта деятельность принимает предметный характер. Суть совместной деятельности заключается в овладении социально развитыми способами использования предметов, т. Е. Взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, объясняет, для чего они нужны и где их следует использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит следующим образом: «ребенок — объект — взрослый». Как видно из этой триады, объект важен для ребенка. Это можно увидеть, когда ребенок играет с предметом: он всегда смотрит на предмет, которым он очарован, будь то машина, стул, кукла, ложка и т. Д., Создается впечатление, что в данный момент он ему не нужен или не хочет В остальном его внимание сосредоточено только на объекте притяжения. Но это не так, потому что без взрослого ребенок не может освоить человеческое использование предметов. Взрослый — партнер в объективной деятельности, образец для подражания и источник эмоционального подкрепления успехов и достижений. Контакт со взрослым опосредуется объектом и деятельностью с ним. Развивается совершенно новая форма общения — ситуационное и деловое общение, основанное на практическом взаимодействии по действиям с объектами.

Коллективное действие становится объективным, потому что мотивом этого действия является сам объект и способ его использования. Общение в этом возрасте принимает форму организации предметной деятельности. Другими словами, это делается в момент объяснения правильного использования объекта. Коммуникация развивается интенсивно и становится вербальной, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным. Основной способ, которым ребенок этого возраста учится обращаться с предметом, — это «перевернутое представление», в котором взрослый «разыгрывает» спектакль с предметом перед ребенком, вовлекая младенца в совместную деятельность.

На втором году жизни ребенок осваивает большинство предметов домашнего обихода, начинает понимать, что каждый предмет для чего-то нужен, и должен сначала изучить функциональное назначение нового предмета, прежде чем приступать к практическим действиям, связанным с ним.

Знание того, для чего предназначен предмет, не гарантирует, что ваш ребенок будет использовать его только по назначению, но важно знать, как, когда и где это делать. Например, как только ваш ребенок узнает, что карандаши используются для письма и рисования, он может продолжать катать их по столу или строить из них что-нибудь. Этот тип злоупотребления предметами, когда ребенок знает их назначение и правильное использование, называется манипулятивной игрой.

Вначале понимание ребенком действия и объекта тесно связано, но со временем объект и действие разделяются.

В развитии отношений действие-объект можно выделить три фазы:

  • 1) с объектом можно совершать любые действия;
  • 2) объект используется только по прямому назначению;
  • 3) бесплатное использование объекта возможно, но только в том случае, если известно его истинное назначение.

Д. Д. Эльконин выделил два направления в развитии деятельности предприятия.

1. Развитие деятельности от совместной со взрослым к самостоятельному исполнению.

Путь развития действия от совместного к самостоятельному исследовали И. А. Соколянский, А. А. Соколянский и А. И. Мещеряков. Они показали, что взрослый изначально отвечает за нацеливание, выполнение и оценку действия. Это проявляется, например, в том, что взрослый берет ребенка за руки и выполняет с ними действия. Затем выполняется частичное или совместное действие, то есть взрослый начинает действие, а ребенок продолжает действие. Затем упражнение выполняется на основе демонстрации и, наконец, на основе устных инструкций.

  • 2. Разработка средств и методов детской ориентации в плане выполнения деятельности. Проходит несколько этапов. Первый этап состоит из:
    • а) при неспецифическом использовании инструментов (манипулирование предметами);
    • б) использование предмета, когда средства его использования еще не сформированы, например, ребенок понимает, для чего предназначена ложка, но принимает ее очень низко во время еды;
    • в) освоение конкретного использования.

    Второй этап — это когда ребенок начинает вести себя в неподходящей ситуации. Другими словами, действие передается с одного объекта на другой, например, ребенок, научившись пить из чашки, пьет из стакана. Действие также переносится на ситуацию, например, ребенок учится надевать обувь и пытается надеть ее на мяч.

    Третий этап сопровождается появлением веселого действа. Здесь взрослый не говорит ребенку, что делать, как играть или использовать предмет.

    Постепенно ребенок начинает соотносить свойства объекта с операциями, то есть учится определять, что данный объект может делать лучше всего, какие операции наиболее подходят для данного объекта. В связи с этим наиболее важны для умственного развития соотношение и инструментальные действия.

    Действия по корреляции включают введение нескольких объектов в определенные пространственные взаимодействия (например, сборка пирамид из дисков, использование складных игрушек, кубиков с частями большого изображения, головоломок и т. Д.)

    Инструментальные действия — это действия, при которых один объект используется в операции с другими объектами. Ребенок учится пользоваться инструментами под руководством взрослого. Вначале ребенок воспринимает инструмент как продолжение руки и только постепенно начинает понимать необходимость адаптации движений руки к структуре используемого инструмента.

    Подражая взрослым, примерно с полутора лет дети начинают выполнять с игрушками те же действия, что и с настоящими предметами. Заполнителями также могут быть любые объекты, доступные ребенку. Умение заменять один предмет другим является показателем зарождения знаковой функции разума — ребенок приходит в

    понять, что один объект может означать другой. Это становится важнейшей предпосылкой для дальнейшего развития веселой, продуктивной и последующей учебной деятельности.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий