Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был счастлив и успешен. И как это расстраивает, когда дела идут не так, как надо. Например, когда в детском саду ребенка обижают или недостаточно любят. Вы хотите заступиться за своего ребенка, прикажите всем мучителям срочно извиниться, а остальная группа немедленно подружится с лучшим мальчиком в мире Васи. Однако мы понимаем, что это не выход. Этим мы займемся вместе с психологом Анфисой Беловой.
После детского сада ребенок жалуется дома: «Со мной никто не дружит. Как родители могут узнать, действительно ли это проблема? Ведь« сегодня я друг, а не завтра »кажется нормальным поведением для детей в детском саду?
Да, дети капризны и их интересы и предпочтения могут меняться несколько раз в день. Однако это не означает, что вы должны игнорировать или не принимать всерьез то, что говорит ваш ребенок. Если он говорит, что с ним никто не дружит, значит, он так себя чувствует в данный момент.
Задача родителя — выяснить, временное ли это ощущение (например, ребенок сегодня по какой-то причине отказался играть) или у него проблемы с общением со сверстниками.
Чтобы понять это, родителям достаточно регулярно общаться с ребенком, спрашивать, как у него дела, чем он занимался в течение дня, развлекался он или нет.
Кроме того, следует обратить внимание на то, в каком настроении ребенок ходит в детский сад и из него, и хочет ли он туда пойти. Вы также всегда можете узнать, есть ли у вашего сына или дочери друзья от учителей, которые большую часть дня проводят со своими детьми.
Если дошкольник действительно ни с кем не общается, стоит ли волноваться родителям? Ведь он еще маленький — может, само пройдет.
Для начала нужно узнать, не беспокоит ли вас ребенок. Может ему нравится такое положение вещей, тогда тебе придется с этим разобраться.
Если проблема существует, но родители склонны заслонять себя, объясняя свое поведение тем, что «она пройдет сама по себе» или «пусть она научится решать свои проблемы», вряд ли это будет лучше, а может быть и хуже. Никакая проблема просто не уходит; он трансформируется, изменяется, но не исчезает.
Что, если у вашего ребенка действительно нет друзей, и он не играет ни с кем, но хочет интегрироваться и разочарован ситуацией? Могут ли родители чем-нибудь помочь?
Родители — самый важный человек в жизни ребенка, и их участие в решении проблем ребенка очень важно. Ребенку не к кому обратиться за помощью, кроме мамы и папы.
Невозможно дать простой, короткий ответ на вопрос, что делать родителям. Вы должны знать причину, по которой ребенок ни с кем не играет и не имеет друзей. И причин может быть много. Например, он слишком скромен и замкнут, боится заводить контакты. Или, наоборот, он слишком напорист, поэтому никто не хочет с ним общаться. А может случилась неприятная ситуация, испортившая его отношения с одноклассниками.
Родители смогут понять, в каком направлении им двигаться, только если они найдут причину. Может быть достаточно поговорить с сиделкой, чтобы познакомить ребенка с группой. Иногда необходимо научить ребенка простым фразам и правилам эффективного общения со сверстниками или обратиться за помощью к психологу. Также бывают случаи, когда ребенка лучше перевести в другой детский сад. Есть много вариантов, и все они зависят от вашей конкретной ситуации.
Когда стоит обратиться к психологу? Как мне узнать, что родитель не сможет справиться с ситуацией в одиночку?
Стоит посетить психолога, если в поведении ребенка наблюдаются тревожные симптомы: он становится слишком агрессивным или, наоборот, беспокоит, имеет невротические симптомы — например, нервные тики, заикание, ночное недержание мочи, часто болеет и т. д. вам следует обращать внимание на все, что отличается от нормального поведения вашего (вашего) ребенка.
Легко распознать ситуацию, когда родители не могут помочь: проходят дни, все попытки мамы и папы пробуются, но проблема не решена или ситуация только ухудшается.
Иногда у родителей нет «арсенала», они просто не знают, что делать. Затем, конечно, они должны также обратиться к психологу. Главное помнить, что просить о помощи не стыдно. Это не делает вас плохими родителями, которые потерпели неудачу. Это делает вас хорошими заботливыми родителями.
Что делать, если у ребенка нет друзей и они ему не нужны? Кажется, ему трудно общаться со сверстниками, но он прекрасно себя чувствует в одиночестве?
Да, есть дети (и взрослые), которым хорошо в одиночестве. Но сначала нужно убедиться, что это так. Если ребенок сам видит, что для него это не проблема, не стоит принуждать их к дружбе. Напротив, он может чувствовать себя некомфортно, когда его заставляют находиться с другими детьми. Об этих качествах важно поговорить с учителем, чтобы он не давил и не пытался «исправить» несоциального ребенка. По возможности ограничьте их посещаемость в детском саду, поскольку замкнутым детям может быть сложно постоянно находиться в окружении большого количества людей. Это не означает, что ребенок должен быть изолирован от сверстников и никогда не иметь друзей, ему просто нужно найти более комфортную среду, в которой он сможет безопасно научиться взаимодействовать с людьми без чрезмерного стресса и давления.
Есть ли способы «предотвратить» неудачи в дружбе и общении? Что мы можем сделать для ребенка в раннем возрасте, чтобы, когда он вырастет, у него не было этой проблемы? Как насчет того, чтобы поговорить с ним побольше или посмотреть сказки о друзьях?
Многое зависит от характера и темперамента ребенка. Некоторые из них легко заводят новых друзей, и эти дети вырастут руководителями групп или классами. А некоторые менее общительны и более замкнуты, предпочитая минимум общения. Это все варианты нормы.
И еще: до трех лет не стоит трогать ребенка вопросами о дружбе, потому что дружить и полноценно играть со сверстниками он еще не умеет.
В рамках конкретной «профилактики» проблем с общением у детей родители должны учить своих детей быть вежливыми и уметь строить беседу при встрече. Вы можете поговорить со своим ребенком о человеческих качествах, которые важны в дружбе, и о том, почему нам вообще нужны друзья.
Чтобы развить социальные навыки, расскажите ребенку, как вести себя, когда вы хотите с кем-то познакомиться: поздороваться, представиться, спросить имя, предложить поиграть вместе и т. д. Вы также можете поиграть в «знакомство друг с другом», например, снова узнать свою бабушку, папу или сестру и снова узнать все игрушки — игрушки — хороший способ попрактиковаться в любой ситуации.
Кроме того, подготовьте ребенка к тому, что не все дети дружелюбны — кто-то может быть довольно застенчивым или просто отказываться от общения в данный момент, другой может быть грубым и непослушным, что тоже бывает — но это не значит, что ребенок плохо и сделал что-то не так.
Затем можно переходить к обучению «игровой культуре». Вспомните, когда вы были ребенком: с кем вы чувствовали себя некомфортно и не хотели играть и почему (например, с теми, кто брал игрушки, нарушал правила игры, дрался). Вот что вы должны сказать своему малышу. Однако важно не запугаться: «Если ты возьмешь свои игрушки, с тобой никто не станет дружить» — такие высказывания скорее вызывают страх, чем мотивацию. В этом случае лучше сказать: «Разве не приятно, когда кто-то забирает у вас ваши игрушки? Так вы не только объясните своему ребенку, как вести себя в группе, но и начнете учить его сочувствию и состраданию.
Это основа успеха в общении с ребенком. Однако даже это не гарантирует, что у ребенка не будет проблем с общением.Самое главное, чтобы ребенок чувствовал поддержку и знал, что всегда есть родители, готовые выслушать и помочь в любом деле.
Эксперки: Анфиса Белова