Личность ребенка — предмет и предмет воспитания и образования. Сущность целостного педагогического процесса. Обоснование органического единства процессов обучения, воспитания, обучения и развития. Основные компоненты целостного педагогического процесса: цель, содержание, действие-деятельность, оценка-результаты. Общность и специфика функций, задач, содержания и методов обучения и воспитательных процессов. Общая характеристика и закономерности педагогического процесса: определение роли деятельности и общения в воспитании и обучении, единство воспитания и самообразования, преподавания и обучения, взаимосвязь персонала и личности в педагогическом процессе. Соотношение понятий «закономерность» и «принцип». Структурные компоненты образовательного процесса (умственные, нравственные, трудовые, эстетические, физические, экологические, юридические, экономические, медицинские, биологические и др.) И их взаимосвязи. Обучение как составная часть педагогического процесса, его сущность. Двусторонний характер учебного процесса: преподавание и обучение. Гуманитаризация обучения. Организационные формы обучения. Содержание образования, исторические и современные подходы к его определению. Теория формального и материального образования. Информационный, операциональный и аксиологический компоненты образования: гуманистический характер, целостность, целостность, преемственность, открытость, изменчивость.
Музыкальное образование — это синтез различных занятий.
Музыкальное образование — это не музыкальное образование, а, прежде всего, человеческое образование.
У разных искусств есть особые способы воздействия на людей. Музыка, с другой стороны, может повлиять на ребенка на очень ранней стадии. Доказано, что даже пренатальный период чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека: музыка, которую слушает будущая мама, влияет на благополучие ребенка. Музыка — одно из самых богатых и эффективных средств эстетического воспитания, она обладает огромной эмоциональной силой, воспитывает человеческие чувства и формирует вкусы.
Современные научные исследования показывают, что развитие музыкальных способностей, формирующих основы музыкальной культуры, то есть музыкального образования, должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценного музыкального опыта в детстве сложно компенсировать в более поздний период. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт прослушивания музыки разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонации, почувствовать ее настроение.
Музыкальное развитие оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чувствительность к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая у ребенка эмоции, интересы и вкусы, они могут быть внедрены в музыкальную культуру, закладывая ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
К основным задачам музыкального образования относятся:
1. развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом способностей каждого ребенка) посредством различных музыкальных занятий;
2) закладывает основы музыкальной культуры и способствует общей духовной культуре.
3) Успешная реализация вышеперечисленных целей зависит от содержания музыкального образования, в частности важности используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и т. Д.
Важно развивать в ребенке все самое лучшее, учитывая склонность к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных наклонностей создавать особые музыкальные способности, чтобы способствовать их общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются по-разному. У некоторых людей уже на первом году жизни все три основные способности — чувство гармонии, музыкально-слуховое восприятие и чувство ритма — выражаются достаточно четко, быстро и легко развиваются, что свидетельствует о музыкальности; другие позже, посложнее. Самыми сложными в развитии являются музыкальное и слуховое восприятие — умение воспроизводить мелодию голоса, точную интонацию или улавливать ее на слух на музыкальном инструменте. Большинство детей не развивают этот навык до пятилетнего возраста. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или отсутствия способностей. Большое значение имеет среда, в которой растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее раскрытие музыкальных способностей обычно наблюдается у детей, получивших достаточно обширный музыкальный опыт.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые включают не только прослушивание доступных для детей музыкальных произведений, обучение пению и движению с помощью игр и музыкальных танцев, но и обучение игре на музыкальном инструменте. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как к средству музыкального образования был огромен. Выдающиеся музыкальные педагоги Б. Асафьев, Б. Яворски и австриец К. Орф подчеркивали важность активных музыкальных форм детского оркестра как основы элементарного музыкального творчества и развития детей. Оркестр детских инструментов имел большое значение и для создателей нашей системы музыкального образования дошкольников.
Еще в 20-е годы Н. Метлов и Л. Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как эффективного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. На основе мелодий и народных песен Н. Метлов создал репертуар детского оркестра, подходящий для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов. Музыкальное образование в детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармоничного воспитания личности ребенка и учитывает своеобразие музыкального искусства и особенности дошкольников. Музыкальное воспитание детей курируют музыкальный куратор и воспитатель детского сада, которые взаимодействуют друг с другом на основе «Образовательно-профилактической программы для детских садов». М. Васильев — главный редактор. В процессе музыкально-ритмического обучения используется программа «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина, которая направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. В программе широкий выбор танцевальных и ритмических композиций. Еще одна особенность программы — подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, а также известная музыка из фильмов. У детей есть возможность спеть не только свои любимые песни, такие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» Чичкова, но и станцевать под них. Им это нравится, и если детям это нравится, всегда можно ожидать хороших результатов.
Должны быть созданы необходимые условия для воспитания и обучения детей в детском саду: развивающая среда в музыкальной комнате и «музыкальные уголки» в группах. Пианино, магнитофоны, детские музыкальные инструменты, такие как металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, трубы и т. Д. Кассеты с ритмической мозаикой, театральные звуки, мультипликационная музыка и т. Д. Методическая литература: журналы «Дошкольное образование», «Ребенок в детский сад »,« Музыкальный руководитель »,« Музыкальная палитра », сборники« Колокольчик »,« Праздник каждый день »,« Мозаичный ритм »Буренины,« Top-Clop, Kids »Т. Саухо,« Музыка и чудеса »и др. должны использоваться иллюстрации и репродукции классов, игровая атрибутика, «живые» игрушки (учителя или дети, одетые в соответствующие костюмы). Главное достижение педагогов музыкального образования — это умение сотрудничать, объединять усилия директора школы, методиста, музыкального руководителя и всех педагогов и родителей в один творческий коллектив. Эффекты педагогической деятельности подтверждаются диагностикой развития ребенка.
Использованная литература:
1. Буренина А.И. Музыкальная палитра: музыкальное образование в детском саду, семье и школе. — Москва: редактор журнала «Музыкальная палета», 2008.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей младшего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Давыдова М.А. Музыкальное образование в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группа. — М .: ВАКО, 2006.
4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — Москва: Просвещение, 2006.
5.Зацепина М.Б. Музыкальное образование в детском саду: программы и методические рекомендации. — М .: Мозаика-Синтез, 2008.
6.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. — Москва: Просвещение, 2006.
7.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. — Москва: ТЦ Сфера, 2009.
8. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — Москва: ТЦ Сфера, 2009.
9. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное образование в детском саду, семье и школе. — Москва: Редактор журнала «Музыкальная палета», 2008.
10.Ветлугина Н.А. Методика музыкального образования в детском саду — Издание «Просвещение» 1976г.