Возраст 6-7 лет — это возраст перемен: ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. Поведение ребенка явно меняется, он усваивает четкие социальные нормы и правила поведения, становится менее импульсивным, может сдерживать свои агрессивные порывы, подтверждает свое мнение и убеждения по отношению к детям и взрослым, приходит на помощь коллегам, справедливо распределяет роли в игре.
Отношения со сверстниками
Отношения со сверстниками становятся для ребенка все более важными. Важно, чтобы у вашего ребенка была социальная сеть постоянных друзей. Поощряйте ребенка делать это. Назначьте встречу с родителями его друзей, чтобы вместе пойти куда-нибудь и пригласить этих детей к вам.
Если он оказался в сложной ситуации с друзьями, помогите ребенку разобраться в случившемся и найти лучший выход из ситуации.
Именно в этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, деловито скрываемый показным презрением или, наоборот, проявляющийся в искренних и прямых «заигрываниях».
Расскажите ребенку о целях и отношениях между мужчинами и женщинами доступным способом.
Разговоры с родителями
Ребенок начинает больше играть со сверстниками и немного дистанцируется от родителей. Это естественно, и родительская ревность никоим образом не должна препятствовать этому. Помните, что вы по-прежнему являетесь самым важным человеком в жизни вашего ребенка и самым важным учителем.
Постарайтесь заинтересовать ребенка вами. Делитесь с ними своими знаниями (теперь они способны усваивать довольно сложную информацию) и вместе посещайте интересные выставки и музеи.
Сделайте с ребенком поделки и научите его пользоваться разнообразными инструментами и посудой.
Обсудите свою совместную жизнь и вопросы, которые волнуют вашего ребенка. Поощряйте ребенка думать о разных вещах.
Обратите внимание на любые его идеи или рассуждения.
И помните, если ваш ребенок знает, что он всегда может на вас рассчитывать, ему будет легче общаться с другими людьми.
Развитие ребенка и готовность к школе
Постепенно меняется умственное развитие ребенка, повышаются его физические возможности и развиваются умственные способности. И вскоре интеллектуальное обучение станет доминирующим видом деятельности ребенка.
Близится день, когда ребенок пойдет в школу. Тогда у него будет много времени, чтобы делать то, что взрослый требует от него, а не то, что он хочет в данный момент. Желательно приучать ребенка к новым занятиям, развивать усидчивость и внимание. Но, конечно, у ребенка должно быть много времени для вещей, которые ему лично интересны, так как у него все еще огромная потребность в играх. А занятия под присмотром взрослых должны быть продуманными, но в то же время веселыми и развлекательными. Таким образом, самостоятельность ребенка и способность контролировать свое поведение будут по-прежнему формироваться в процессе игры.
Готовность ребенка посещать школу влияет на успешность его или ее обучения в будущем. Готовность к школе учителя понимают не как знание цифр и букв, а в первую очередь как мотивационную готовность, что означает, что у ребенка есть желание учиться и интерес к обучению (когнитивная мотивация). Как этого добиться? Каждый нормально развивающийся ребенок уже обладает огромным потенциалом к обучению, заложенным в природе, готов получать новые знания и навыки и хочет достичь новых высот. Так что вопрос более закономерен: как его не потерять?
Многие родители особенно интенсивно работают со своими детьми в последний год перед поступлением в школу. Следите за тем, чтобы ваши занятия никогда не превращались в скучную работу, всегда были веселыми и творческими, а ребенок часто сам делал открытия.
Если вы решили отвести ребенка в специальный класс детского сада, выберите веселого воспитателя, с которым ребенку будет весело. Помните, что лучше ничего не делать, чем отговаривать ребенка от учебы с помощью скучных заданий (потому что скука для ребенка так же тяжела, как и наказание). Главное — не отговаривать ребенка от учебы!
Расскажите своему ребенку о школе, как вы в ней учились, что вы делали в классе, что вы делали на переменах, какие у вас были оценки, что вы получили в школе и т. д. Это поможет вашему ребенку психологически адаптироваться к новой школе жизни и избавиться от некоторого страха перед неизвестным, потому что многие дети, мечтающие поскорее стать учениками, по-прежнему боятся ходить в школу.
С точки зрения психолога
Вот какие интересные выводы мы находим от ведущих детских психологов России:
ЛА. Венгер считал, что «быть готовым к школе не означает уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым научиться чему угодно».
Л.И. Божович, А.И. Запорожец считает, что «… готовность к школе зависит от определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, произвольной регуляции поведения, принятия позиции ребенка как ученика».
На что еще следует обратить внимание при определении готовности ребенка к поступлению в школу?
По классификации детского психолога Леонида Александровича Венгера у дошкольника можно выделить несколько основных психических расстройств.
— связанные с умственным развитием (к ним относятся проблемы с памятью, вниманием, трудности в усвоении новых знаний, навыков и умений);
— связанные с поведением детей 5-7 лет (это: недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость, неконтролируемость, обман)
— связанные с эмоциональным фоном (депрессия, повышенное возбуждение, беспокойство, эмоциональная нестабильность, низкая самооценка, подавленное настроение)
— связанные с коммуникативными навыками детей (необщительность, неадекватные лидерские качества, высокомерие, отвращение, коммуникативные проблемы)
— связанные с неврологическими расстройствами (в том числе быстрая утомляемость, головная боль, бессонница). Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает какие-либо из вышеперечисленных трудностей, обратитесь к хорошему детскому психологу или неврологу, который поможет вам вовремя их преодолеть или значительно уменьшить.
Воспитание ответственности
По мере приближения дошкольного возраста особое внимание следует уделять развитию таких качеств, как ответственность, чувство долга и добросовестность.
— Предварительные знания. Правила должны быть заранее согласованы всеми членами семьи.
Например, компьютер можно включить только с согласия родителей, а игрушки и вещи нельзя бросать (это касается всех членов семьи).
— Домашние обязанности. В этом возрасте у ребенка уже должны быть свои домашние дела, даже если они еще не сложные: помогать убирать стол после обеда, поливать цветы, мыть пол в ванной. Включите его в свои повседневные дела (даже если у вас есть домработница).
— Результат работы. Хвалите и благодарите ребенка за проделанную работу, но делайте ее правильно. Учите ребенка быть сознательным. Для этого выделите своему ребенку отдельную рабочую зону, когда он поможет вам что-то сделать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество своей работы (например, когда он моет пол, предоставьте ему свое собственное рабочее место). «площадь»). Учите этому своего ребенка и терпеливо учите исправлять плохую работу.
— Выбор. Ребенок должен уметь выбирать не только действия, но и их последствия. Например, мы либо сейчас вместе убираемся и идем на раннюю прогулку, либо вы ждете, пока я уберусь, но тогда у нас будет гораздо меньше времени на прогулку.
— Ваша реакция на плохое поведение вашего ребенка должна быть недолгой. Если ребенок сделал что-то не так, следует кратко объяснить ему недопустимость таких действий, помочь преодолеть последствия его «ошибки» и не напоминать ему о проступке. Иногда матери, чтобы более мучительно наказать ребенка, лишают его самого ценного — общения с матерью, а может быть, 2-3 дней, не разговаривая с собственным ребенком. Это недопустимая ошибка.