Работа с родителями гиперактивного ребенка

a rabota s roditelyami a giperaktivnogo rebenka Блог

Родителям гиперактивных детей часто бывает очень трудно их воспитывать. Не все согласны с поведением своих детей в общественных местах и дома. Слишком много криков и запретов не приносят желаемого результата. Иногда родители впадают в отчаяние: «Я не знаю, что с ним делать! С меня хватит! — в отчаянии восклицает мать такого ребенка, обращаясь к психологу. Конечно, мы можем понять и посочувствовать ей. Родители гиперактивных детей часто боятся детского сада или школы. Они заранее переживают: вот сейчас придет учитель и будет «исправлять» их ребенка. Как только учитель делает первые замечания, мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоят, опустив голову, как будто их самих ругают. После этой «прелюдии» они обычно приветствуют ребенка, который обращается к ним с упреками и нравоучениями. Учитель, присутствующий на этой «сердечной» встрече, также чувствует себя очень неловко и даже сожалеет о том, что спровоцировал дискуссию.

Знакомая картина, не правда ли? На самом деле, можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, родители должны быть убеждены, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом нет ничьей вины: ни их, ни ребенка. У них нет причин чувствовать себя виноватыми.

Уверенность родителей в том, что окружающие их люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет им лучше понять и принять своего сына или дочь. Если учитель или воспитатель вместо жалоб даст родителям позитивную информацию, напряженная ситуация сменится чувством гордости и радости. И когда родители увидят, что ребенок подходит к ним, их встретят не с чувством вины, а с нежностью и улыбкой.

В детском саду и начальной школе существует хорошо проверенный метод, который помогает снизить родительское напряжение и улучшить отношения между родителями и детьми. Он заключается в обмене «открытками с письмами» между учителем и родителями. В конце дня учитель записывает информацию о ребенке на заранее подготовленную карточку. Очень важно, чтобы информация давалась только в позитивном ключе. Например, если родители знают, что Саша испытывает трудности в течение трех минут, когда читает ребенку книгу, но сегодня слушал репетитора в течение десяти минут, это должно быть отмечено на листе:

Сегодня, 18 ноября, Саша слушал сказку «Красная шапочка» в течение 10 минут.

Вечером родители Саши могут отметить это маленькое достижение своего ребенка в присутствии всей семьи, что повышает его самооценку и мотивацию к учебе. Взрослые могут поощрять ребенка любым способом: сводить его в парк, вместе посмотреть телепередачу или поиграть в любимую игру.

Если ребенок молча слушал всего две минуты, а потом мешал остальным членам класса, учитель пишет:

Саша две минуты слушал сказку «Красная шапочка».

Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают несколько выводов одновременно:

Никто не ругает ребенка.

В группе читают сказку «Красная шапочка».

Ребенок не слышит сказку, поэтому ее следует читать дома.

Если ребенка попросят прочитать информацию на карточке, он будет уверен, что не сделал ничего плохого и что учитель все равно его любит и понимает.

Кроме того, родители не забудут почитать детям книжку вечером и все-таки прочитают что-нибудь дома. Ребенок, в свою очередь, получит ту «дозу» родительского внимания, которая ему иногда необходима в случае истерики, вспыльчивости и т.д.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, а также записать, что ребенок делал дома вечером после того, как лег спать.

Вечером, в 11 часов, Саша слушал, как отец читал сказку о Красной Шапочке, а потом нарисовал картинку в качестве иллюстрации. Рисуя, он продолжал рассказывать историю отцу. Посмотрел 15 минут «Спокойной ночи, малыши» и поиграл 30 минут в строительную игру «Ного» со своим братом.

Ложится спать в 11 часов вечера.

Воспитатель или учитель может сделать определенные выводы из новой информации, полученной о ребенке утром:

Саша усвоил материал, который ему преподавали накануне.

Родители были внимательны к своему ребенку.

Несмотря на высокую двигательную активность и импульсивность, Саша смог поиграть с братом в течение 30 минут, а это значит, что при повышенной мотивации он способен достаточно долго взаимодействовать с другими детьми.

Саша лег спать поздно, в 11 часов, поэтому можно ожидать, что сегодня в группе он будет вести себя непредсказуемо. Вот почему педагог должен заранее подумать о том, что он хочет сделать с ребенком.

Специалист или учитель также может решить поощрить ребенка, основываясь на информации, предоставленной родителями. Педагог заранее составляет список возможных поощрений, спрашивая ребенка, что он предпочитает (используя рисунки и сочинения на тему «Я счастлив», «Я доволен», «Я мечтаю», «Когда я вырасту»).

Ребенок, родители которого подходят к его воспитанию в тесном сотрудничестве с педагогом и действуют в одном направлении, быстро начинает понимать, что от него требуют взрослые. Как только разногласия между взрослыми исчезают, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует взаимопониманию и доверию между педагогом и родителями.

Если контакт с родителями затруднен, а мама или папа ребенка не хотят или не могут принять информацию о нем, можно использовать наглядный способ работы. Например, поместив информацию в уголке для родителей. Как в школе, так и в детском саду можно изготовить переносные и складные альбомы, которые успешно используются на родительских собраниях. Можно также установить стационарный стенд.

Чтобы привлечь интерес и внимание родителей, материал должен быть понятным и не слишком подробным. Например, если учитель обеспокоен поведением гиперактивных детей в группе или классе, он может разместить на столе несколько пунктов из «листа для взрослых» (см. с. 34), которые могут быть интересны и полезны родителям.

Гиперактивный ребенок нуждается в постоянной психологической поддержке. Как и другие дети, они хотят добиться успеха в выполнении поставленных задач, но чаще всего им это не удается. Поэтому родителям следует тщательно обдумывать все задания, которые они дают своему ребенку, и помнить, что он будет делать только то, что ему интересно, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, следует отправить его на другое занятие.

Вы также должны позаботиться о рабочем месте вашего ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным — не возле телевизора или открытой двери, а там, где ребенок может работать без помех. Хорошо, если родители будут присутствовать при выполнении ребенком домашнего задания и при необходимости помогать беспокойному ребенку.

Если ребенок провинился, родители не должны читать ему нотации, так как длинная речь не будет полностью понята и услышана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже говорилось, требования, предъявляемые к ребенку, должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Не следует заставлять ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я всегда буду тебя слушаться». Например, вы можете договориться с ребенком, что он «больше не будет пинать кошку» или «впредь будет ставить обувь на место». Работа над каждым из этих конкретных требований может занять много времени (от двух до четырех недель и более). Однако если вы не поработали над одним вопросом, не переходите к следующему. Будьте терпеливы и постарайтесь закончить его. Затем вы сможете выполнить другое конкретное требование.

Когда родители ведут своих детей в музей, театр или на экскурсию, они должны заранее объяснить им правила поведения. Например: «Когда мы выходим из дома, ты должен подать мне руку и не отпускать ее, пока мы не перейдем улицу. Если ты сделаешь это правильно, я дам тебе значок. Когда мы садимся в автобус…» и т.д. Затем различные жетоны, полученные за хорошее поведение, можно обменять на приз (сладости, игрушки и т.д.). Если ребенок очень старается, но нечаянно совершает ошибку, его также можно простить. Дайте им чувство достижения.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий