Акцентуации характера по А. Е. Личко

akcentuacii haraktera po a e lichko Блог

Акцентуация характера (по А.Е.Личко) — это чрезмерный акцент на определенных чертах характера, при котором наблюдаются отклонения в психике и поведении человека, граничащие с патологией.

Такие акценты, как преходящие психические состояния, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем подростковом возрасте. У подростков тип стресса имеет прямое отношение к преходящим поведенческим расстройствам («пубертатный кризис»), острым аффективным реакциям и неврозам (как по их образу, так и по отношению к их причинам). Тип стресса также во многом определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Характерная акцентуация — важный фоновый фактор при эндогенных психических расстройствах и предрасполагающий фактор при реактивных психоневрологических расстройствах. Тип акцентуации характера следует учитывать при разработке программ реабилитации для молодежи. Этот тип служит одним из основных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, советов по будущей профессии и трудоустройству и, наконец, для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцента важно при создании психотерапевтических программ, чтобы максимально эффективно использовать различные виды психотерапии (индивидуальные или групповые, дискуссионные, директивные и т. д.) Дезадаптации, открывая тем самым перспективы психопрофилактики. Обычно акценты появляются во время формирования характера и сглаживаются по мере взросления человека. Черты характера в акцентах могут проявляться не постоянно, а только в определенных ситуациях, в определенных условиях и почти не обнаруживаются при нормальных обстоятельствах. Социальная дезадаптация акцентов либо не происходит вовсе, либо длится недолго.

Типы акцентуации характера.

Несмотря на редкость чистых типов и общность смешанных форм, выделяют следующие основные типы акцентуации характера:

1. Гипертимический тип.

Молодежь этого типа отличается подвижностью, общительностью, склонностью к проказам. Они много шумят в событиях, которые их окружают, им нравится неугомонная компания сверстников. Обладая хорошими общими способностями, они проявляют беспокойство, отсутствие дисциплины и учатся неравномерно. У них всегда хорошее и радостное настроение. Со взрослыми — родителями и учителями — у них часто возникают конфликты. У этих молодых людей много интересов, обычно поверхностных и мимолетных. Молодые люди с гипертематическим типом часто переоценивают свои способности. Они слишком самоуверенны и слишком готовы хвастаться, хвастаться и производить впечатление на других.

2. Циклоидальный тип.

Для него характерны повышенная раздражительность и склонность к апатии. Молодые люди этого типа предпочитают оставаться дома одни, а не гулять со сверстниками. Они с трудом переносят даже незначительные неудобства и крайне раздраженно реагируют на комментарии. Их настроение периодически меняется с высокого на депрессивное (отсюда и название типа), продолжительностью от двух до трех недель.

3) лабильный тип.

Этот тип очень изменчив по настроению и часто непредсказуем. Причины неожиданной смены настроения могут быть самыми банальными, например, кто-то случайно бросает слово, кто-то недружелюбный взгляд. Они «способны впадать в состояние депрессии и депрессии при отсутствии каких-либо серьезных несчастий или неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от настроения в данный момент. Настоящее и будущее могут быть окрашены в светлые и темные цвета. по настроению.

4. астеноневротический тип.

Для этого типа характерны повышенная тревожность и капризность, утомляемость и раздражительность. Усталость особенно характерна при выполнении сложной умственной работы.

5. Чувствительный тип.

Для него характерна повышенная чуткость ко всему: к тому, что доставляет удовольствие, а к тому, что беспокоит или пугает. Эти молодые люди не любят большие компании, слишком много эмоций, игр и злобных игр. Они застенчивы и робки по отношению к незнакомцам, поэтому часто кажутся сдержанными. Они открыты и общительны только с теми, кого хорошо знают. Они охотнее всего общаются с маленькими детьми и взрослыми. В подростковом возрасте эти подростки могут испытывать трудности с приспособлением к своей группе сверстников, а также испытывать «комплекс неполноценности».

6. Психастенический тип.

Для таких подростков характерно ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к рефлексивным рассуждениям, самоанализу и оценке поведения окружающих. Однако на словах таких подростков часто ценят больше, чем на деле.

7. Шизоидный тип.

Самая яркая черта этого типа — сдержанность. Эти молодые люди не очень близки со своими сверстниками и предпочитают находиться в одиночестве в компании взрослых. Часто проявляют внешнее безразличие к окружающим людям, незаинтересованность в них, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не могут посочувствовать. Их внутренний мир часто наполнен различными фантазиями, каким-то конкретным увлечением. Экстернализируя свои чувства, они довольно сдержанны, не всегда понятны другим, особенно своим сверстникам, которым они обычно не очень нравятся.

8. Тип эпилептоида.

Эти подростки часто плачут и мучают свое окружение, особенно в раннем детстве. Такие дети, как пишет А.Е. Личко, любят истязать животных, дразнить младших, издеваются над беззащитными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, преувеличение и эгоизм. В группе детей, которыми они управляют, эти подростки устанавливают свои собственные жесткие, почти террористические порядки, и их личная власть в таких группах во многом основана на добровольном подчинении других детей или на страхе. В условиях строгого дисциплинарного режима они часто чувствуют свое превосходство, стараются угодить своему начальству, стремятся к преимуществу над своими сверстниками, получают власть и устанавливают свой диктат в своем окружении.

9. Истероидный тип.

Основная черта этого типа — эгоцентризм, стремление постоянно привлекать к себе внимание. Молодые люди этого типа часто имеют явную склонность к театральности, позерству и хвастовству. Такие дети не могут стоять, когда в их присутствии кто-то хвалит их коллегу, когда другим уделяется больше внимания, чем им. Их потребность привлечь внимание других, выслушать собственное восхищение и похвалу становится насущной необходимостью. Для этих подростков характерны притязания на уникальное положение среди сверстников, желающие влиять на других, привлекать их внимание, они часто выступают в группах в качестве подстрекателей и зачинщиков. При этом они не могут ни стать настоящими руководителями и организаторами дел, ни получить неформальный авторитет. Они терпят неудачу часто и быстро.

10. Неустойчивый тип.

Иногда это ошибочно называют слабой волей, отвлечением. Подростки этого типа проявляют повышенную склонность и склонность к неизбирательным развлечениям, а также к бездеятельности и безделью. У них нет серьезных интересов, в том числе профессиональных, и они совершенно не думают о своем будущем.

11. Тип конформиста.

Этот тип демонстрирует бездумное, а зачастую просто оппортунистическое подчинение всем властям, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо — «быть как все». Он из тех оппортунистов, которые ради своих интересов готовы предать своего товарища, бросить его в трудную минуту, но что бы он ни делал, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, а часто даже больше, чем один.

Личко А.Е. Психопатии и характерологические акценты у подростков. — Л .: Медицина, 1977; изд. 2-е издание, Л .: Медицина, 1983.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий