День защиты детей — это возможность для каждого родителя задуматься не только о том, что они делают для своего ребенка сегодня, но и о том, как подготовить его к завтрашнему дню. Какие знания, навыки и качества нужно передать детям, чтобы они могли жить счастливо и реализовывать себя.
В современном мире изменения происходят очень быстро. Поэтому мы должны адаптироваться к новым реалиям более гибко, гибко и профессионально. По словам известного философа Элвина Тоффлера, неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться, разучиваться и переучиваться. И эксперты прогнозируют, что сегодняшним студентам придется менять карьеру, возможно, каждые 10-15 лет. Наша задача не только знать, но и учитывать такие прогнозы, готовя наших детей к жизни в цифровую эпоху.
Сегодня так называемый Поколение Z. Это люди, родившиеся после 1995 года, с детства использующие цифровые технологии. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда, столь же знакомая и понятная, как реальный мир. Здесь происходит не только общение, но и во многом формирование, развитие и формирование ребенка. И вскоре, как говорится, появится новое поколение суперцифровых людей, для которых многое, к чему мы привыкли, станет анахронизмом, тормозящим развитие, прогресс и овладение новыми технологиями и знаниями. Вот почему так важно помочь детям привыкнуть к этому миру, сделать цифровую среду максимально полезной, комфортной и безопасной для них.
Государство, в том числе мы, законодатели, уже предпринимают серьезные шаги в этом направлении. Этот подход должен быть комплексным. С одной стороны, нам необходимо ускорить переход к цифровым технологиям во всех сферах образования. С другой стороны, мы должны обращать внимание не только на набор знаний, которые получает студент, но и на формирование способности постоянно приобретать их самостоятельно с помощью онлайн-платформ и других возможностей, которые доступны и появятся в будущем. Нам необходимо подготовить их к жизни в быстро меняющемся обществе и экономике.
Долгожданное событие — утверждение правительством Плана действий до 2020 года в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия детства. Совет Федерации принимал активное участие в этой работе, уделяя особое внимание, в том числе, необходимости подготовки детей к жизни в новом, цифровом, быстро меняющемся мире.
Особое внимание сенаторы уделили принятию региональных планов действий на Десятилетие детства. Это стало делом не только властей — к разработке программ были привлечены представители родительского и педагогического сообщества, а также институты гражданского общества. Мы регулярно получаем информацию от субъектов Федерации — практически везде планы подготовлены и начаты мероприятия.
Еще одно ожидаемое направление развития — новый приоритетный проект «Цифровая школа», цель которого — дать студентам навыки, необходимые в современном мире — обработку и анализ данных, элементы программирования. Очень хороший шаг. Эти знания будут полезны любому, кто работает в любой профессии, вне зависимости от того, в какой сфере он работает. Не только технические специалисты, но и студенты-гуманитарии, представители творческих профессий будут обладать навыками, которые в поколении их родителей использовали только программисты и инженеры.
Считаю, что приоритетный проект «Цифровая школа» должен быть запущен без промедления; у нас больше нет времени, чтобы прийти в норму. Это глобальная задача, потому что речь идет не только о техническом аспекте оцифровки отдельных процессов, но и об изменении структуры и содержания образовательного процесса. А для этого учителям необходимо научиться мыслить по-новому, принимая во внимание постоянно меняющийся цифровой ландшафт в своей работе.
Важно, чтобы все мы, особенно учителя, работающие с детьми, понимали, что цифровая среда предлагает свободу выбора, которая отличает новое «цифровое» поколение от их «аналоговых» родителей. Сегодняшним студентам, студентам невозможно что-либо навязывать, они привыкли использовать несколько источников информации, рассматривая альтернативные подходы и точки зрения.
Более того, в эпоху Интернета — наличия постоянного онлайн-доступа к научным библиотекам и базам данных — роль преподавателя объективно меняется. Характеристики учителя как наставника в самом полном смысле слова становятся более желанными: человек, который учится учиться, помогает принимать решения о выборе профессии и профессии. Вероятно, новые условия потребуют корректировки планов учебной и внешкольной работы с детьми.
Российские школы должны будут перейти на «смешанные уроки», сочетающие объяснения учителей и цифровое обучение в пропорции примерно 50 на 50.
Еще 10-15 лет назад задача интернетизации школ была актуальной. Сегодня эта проблема во многом решена. Однако появляются новые цели: обеспечение высокоскоростного Интернета, создание единых образовательных платформ, создание условий для онлайн-образования и форматов дистанционного обучения, которые должны получить официальный статус. Это особенно важно для наших регионов — школ в небольших городах, селах и отдаленных районах. Необходимо создать общероссийское школьное цифровое пространство, в котором будут располагаться все наши школы, независимо от их местонахождения.
Каждый российский ребенок школьного возраста должен иметь равный доступ к образовательным ресурсам и новым технологиям для получения знаний. Это касается детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также семей с детьми-инвалидами. Осуществление ряда мер в рамках «Десятилетия детства» должно обеспечить всем детям равные цифровые возможности, независимо от семейного положения и благосостояния.
Обеспечение всех этих нововведений потребует серьезной законодательной работы. Реакция должна быть быстрой и профессиональной: правовая база должна быть актуальной, позволять школам использовать современные технологии, но в то же время гарантировать их безопасность.
Сенаторы готовы активно содействовать решению всех этих проблем, тесно сотрудничая с профильными ведомствами, органами исполнительной власти Федерации.
У нас есть опыт и возможности в этом виде работы. Успешно работает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества. В настоящее время одним из основных направлений его деятельности является участие в реализации Детской Концепции информационной безопасности. Готовятся парламентские слушания по актуальным вопросам, связанным с обеспечением безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Предстоит проделать большую работу: родители и учителя должны обладать передовыми знаниями в области защиты детей в Интернете и знакомить их с новейшим оборудованием и программным обеспечением в этой области. Он не только научит детей использовать информацию, но и научит их понимать пределы того, что разрешено в цифровом мире, и даст им понять, что все в Интернете останется там навсегда.
На прошлой неделе прошел Петербургский экономический форум. Обсуждались новые измерения грядущей эры, связанные с использованием искусственного интеллекта в реальном секторе, цифровой инфраструктуры и технологии блокчейн — в бизнесе и управлении. Они долго говорили о человеческом капитале в цифровой экономике, о том, как развивается общество, о возможностях, угрозах и вызовах. Мы также обсудили, хотя и менее подробно, «детское измерение» оцифровки. Убежден, что именно эта тема приобретает все большее значение, потому что современность также бросает вызов системе образования.
Российская школа и высшее образование, безусловно, должно соответствовать современным требованиям, быть качественным и эффективным.Однако важно не потерять в процессе перехода на «цифру» то ценное, что является душой нашей нации, ее этической основой.Обеспечить молодых людей не только цифровыми, но и культурными, этическими и моральными кодексами, которые позволят им стать настоящими гражданами нашей великой страны.