Многие родители борются с проблемой отсутствия мотивации у своих детей. Они не понимают, зачем нужно хорошо учиться, узнавать что-то новое. Родители начинают включать в учебный процесс различные приемы поощрения, поощрения за хорошие оценки, поведение, помощь по хозяйству. Кажется, такая внешняя мотивация — лучшее решение проблем! Но дети, которых активно поощряют карманными деньгами и различными подарками, все равно получают «пять пятерок» и устраивают драки в классе.
Почему не работает такая система? Давайте рассмотрим тему детской мотивации. Внешняя мотивация может работать только вначале, когда энтузиазм еще не утих. С этого момента весь процесс рассматривается исключительно с точки зрения конечного результата — вознаграждения. Благодаря этому вместо долгой подготовки к школьному отчету вы можете просто скачать его из Интернета. И вместо подготовки к тесту можно скопировать все соседние идеальные. Ведь такая система поощрений может заставить учеников думать, что главное — не знания, полученные в процессе обучения, а отметка в дневнике, за что родители будут хвалить. Психолог Альфи Кон пишет об этой плохой форме обучения в своей книге и называет это «вознаграждением за вознаграждение».
Виды внешней мотивации
Шантаж / игнорирование
Родители любят испытывать чувство вины у своего ребенка, угрожая не общаться, не любить и не дружить, пока ребенок что-то не сделает. Этот метод эффективен, но отрицателен. К тому же ребенок быстро начинает им пользоваться. Если вы не сделаете домашнее задание, я запретлю вам пользоваться смартфоном, если вы получите «D», если вы останетесь дома все выходные и т. д. Такие угрозы разрушают доверие в отношениях и создают напряженность.
Обещание подарков
Если у вас есть все 5 пунктов, я куплю вам новый планшет! Что, если он не получит пятерку по всем предметам? Что, если он очень старается и очень старается, а один из учителей не ставит ему оценку и ставит ему четыре? В будущем мотивация будет полностью потеряна. Мотивация подарками к будущим достижениям — плохой метод обучения.
Подарки за успехи в любимом деле
Удивительно, но если мы заменим внутреннюю мотивацию (удовольствие от любимого занятия) внешней мотивацией (награждение результата подарком), дети часто теряют интерес к любимому занятию. Ребенок делает то, что ему нравится делать для души, не ожидая поощрения за каждый рисунок, который он рисует в альбоме. Но если он добился какого-то значимого результата (например, его работа получила награду), вы всегда можете отметить такое событие всей семьей, показав, насколько вам нравятся его достижения.
Деньги за хорошие оценки и помощь по дому
Еще один неподходящий способ поощрения — оплата академической успеваемости или выполнения домашних заданий. Это краткосрочный метод. Деньги не улучшат интеллектуальные способности ребенка и не привьют ему любви к уборке. Родители бесплатно выполняют домашние дела. У каждого члена семьи должны быть дела по дому. Все хотят жить чисто и опрятно, хорошо питаться и носить выстиранную одежду. И такие обязанности можно разделить с ребенком. Ведь даже дошкольника можно научить бросать вещи в стиральную машину, насыпать немного порошка и начинать стирку.
Сравнение
Родители часто любят сравнивать своих детей с другими детьми или со своими сверстниками. У всех разные способности, темпераменты и жизненные возможности. Сравнивать своего ребенка с кем-то другим — все равно что обесценивать его в ваших глазах.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация стимулируется тем, что ребенку нравится то, что он делает. Он хочет прочитать данную книгу, написать эссе на заданную тему, выучить новые слова на иностранном языке. Делать что-то без внутренней мотивации сложно, чаще всего это насилие над собой.
Внутренняя мотивация помогает искать творческое решение проблемы, а не кратчайший путь только к самому результату.
Часто у детей нет внутренней мотивации к обучению, потому что они не могут понять, почему им нужно научиться распознавать корни, или знать формулы в физике или названия химических элементов, которые вряд ли пригодятся им в дальнейшей жизни. Поговорите со своим ребенком и узнайте о его планах на будущее. Какую профессию он хотел бы выбрать. Может оказаться, что некоторые школьные знания ему не особо пригодятся в будущем и не стоит зубрить то, на что тратится огромное количество умственной энергии. Сосредоточьтесь на предметах, к которым ваш ребенок предрасположен (даже если это просто уроки физкультуры). Но и за то, что вам не нравится, — не лучшая идея. Объясните детям, что для общего развития каждого человека он должен обладать минимальной базой знаний, которой учат в школе — владеть родным языком, уметь считать, чтобы поддерживать семейный бюджет, знать главные события в истории мира и страны. , и так далее. Так что, даже если тема не интересна, вы должны изучить хотя бы основы. Если ребенок не в состоянии понять эти основы самостоятельно, родители могут помочь ему или нанять репетитора (потому что мы сами не помним все школьные предметы на идеальном уровне в зрелом возрасте).
Как помочь ребенку взрастить внутреннюю мотивацию
Самое важное в этом — помочь ребенку заинтересоваться этой темой. Что ты должен сделать?
Поставить цель
В этом случае найдите занятия, которые интересны вашему ребенку. Составьте список различных предметов и обсудите их со своим ребенком. Попробуйте разные занятия, чтобы узнать, что интересует вашего ребенка. Затем вы можете приступить к более глубокому изучению темы. Вам не нужно ходить на тренировку, чтобы узнать, что интересует вашего ребенка. Например, ваш ребенок очень любит животных, и вы отвозите их в приют для животных. Тогда ваш ребенок может увидеть себя ветеринаром, спасающим различных животных. Какие знания нужны ветеринару? Конечно же, биология! А сейчас он читает учебники и просит купить еще одну энциклопедию, хотя раньше не понимал, зачем он хотел изучать этот предмет.
Личный пример
Вспомните, как часто вы упрекаете своего ребенка за то, что он тратит время на компьютерные игры, а сам проводит несколько часов в день в социальных сетях. Если вам не нравится поддерживать порядок в доме, как ваш ребенок будет относиться к этому? Подавать пример. Часто хобби родителей становится и любимым хобби ребенка. Любовь к музыке, поддержка спортивной команды, любовь к кухне той или иной страны — все это часто передается детям от родителей. Вы хотите, чтобы у вашего ребенка была мотивация на успех? Оставайтесь мотивированными.
Развитие навыков
Вы не рождены с разными способностями. У человека может быть музыкальный талант. Но чтобы это показать, нужно потренироваться. Игра на различных музыкальных инструментах и пение не обязательно нужны для будущей профессии, но они помогают ребенку самовыражаться в обществе (посещать различные школьные концерты, встречаться с другими меломанами, организовывать собственный музыкальный коллектив и т. д.)
Скрытые подсказки
Человеческий мозг — удивительная вещь. Реагирует на различные раздражители на бессознательном уровне. Например, исследования показали, что легкий запах моющего средства может стимулировать желание убираться. Никто не любит, когда его заставляют что-то делать. Но мы можем побудить ребенка сделать что-то хорошее, дав небольшие подсказки его мозгу. Положите на прикроватную тумбочку интересную книгу, поставьте под рукой музыкальный инструмент, запишитесь на курс компьютерной анимации для детей.
Мотивация ребенка к достижению успеха напрямую зависит от его интереса к предмету. Постарайтесь поддержать его, даже если любимый предмет вашего ребенка кажется скучным и малообещающим. Успешные люди не обязательно добиваются успеха только в популярных профессиях.
Примечание: мы организуем VR-классы для детей от 12 до 15 лет. Мы учим их создавать виртуальные миры с трехмерными объектами.