Ответственность — это социальный навык, с которым никто не рождается. Это помогает вашему ребенку заложить основы успеха во взрослом возрасте.
Чтобы нарастить мышцы, нужно тренироваться долго и упорно. То же самое и с социальными навыками. Например, не забывайте время от времени объяснять своему ребенку в песочнице, что вы не можете причинять вред другим детям, забирая их игрушки без разрешения. Сначала ваши лекции пролетали мимо ушей, потом ребенок слушал, а в следующий раз, когда пошел гулять, забыл о правилах поведения на детской площадке. Но однажды настал день, когда он предложил самому сменить игрушку и стал спокойно играть с другим малышом. Вот что происходит с таким навыком. Долгое и настойчивое повторение, а также живой пример перед главными людьми в жизни ребенка — его родителями. Ведь чаще всего дети просто имитируют наше поведение и реакции в той или иной ситуации.
За что может нести ответственность ребенок
Со временем концепция детского труда и ответственность родителей на своих детей изменились. Например, было нормой отправлять дошкольника на пастбище на весь день без присмотра взрослых.
В крестьянских семьях детей с раннего возраста приучали к ответственности и трудолюбию. В семилетнем возрасте мальчики могли ухаживать за скотом, кататься на лошадях, помогать в поле и заниматься ручным трудом (ткать макароны, корзины), а также помогать отцам по дому.
Шестилетние девочки умели прядать, помогали мамам в саду и по дому, ухаживали за младшими сестрами и братьями, ухаживали за домашней птицей и скотом.
Это трудно представить в наши дни, особенно когда многие родители не могут заставить своих детей следить за порядком в комнате, самостоятельно делать уроки и гулять без присмотра родителей почти в старшей школе. Сегодня родители взяли на себя всю ответственность за своих детей, но они всегда жалуются, что дети не хотят быть независимыми. Однако стоит помнить, что в прошлом воспитание поддерживалось телесными наказаниями и жестоким обращением с детьми. Эти методы в настоящее время считаются малоэффективными и крайне вредными для детской психики.
Как можно привлечь к ответственности ребенка? Вы можете начать с определения того, что ваш ребенок может делать самостоятельно без вашей помощи. Во-первых, перестаньте выполнять домашние задания ваших детей, особенно перестаньте делать их за них. Это тема для отдельной статьи, но пока вы не перестанете освобождать ребенка от этой ответственности, вы не сможете заставить его чувствовать себя ответственным. На уроках помочь можно только в том случае, если ребенок не понимает поставленное задание или проверяет, как он разучивает стихотворение.
Вы также можете поручить ребенку собрать собственный рюкзак или классную сумку. Для этого можно составить список или нарисовать картинку с нужными вещами и поставить на видное место.
Не бойтесь поручать детям домашние дела. Даже пятилетний ребенок может постирать или хотя бы рассортировать его (нажмите кнопку включения, затем выгрузите постиранную одежду и повесьте ее сушиться). Чтобы детям было легче содержать свои вещи в порядке, следует подготовить разные контейнеры для каждого типа игрушек и наклеить на них соответствующие картинки — куклы, машинки, рисунки и другие произведения искусства, мягкие игрушки и т. д.
Способы приучить ребенка к ответственности
+ Вовлекайте ребенка в домашнюю работу, которую ребенок может делать. Если всегда делать все за ребенка, он быстро привыкнет к такому подходу и его будет сложно переучить. Даже к малышам обращайтесь за помощью — развешивайте белье с мамой, сушите посуду, выгружайте покупки из сумки.
+ Вовлекайте ребенка в семейные решения — выбирайте праздник, в какой цвет красить стены в его комнате или даже в вашей, какие дополнительные занятия взять, чтобы подготовить его к выбранной профессии. Часто взрослые, у которых родители не спрашивали их мнения в детстве, не могут сделать выбор, столкнувшись с проблемой и паникой.
+ Если вашему ребенку действительно сложно, помогите ему. Например, первая работа во время летних каникул. Постарайтесь найти область, в которой человек без опыта сможет проявить себя. Ищите вместе предложения о работе, идите на первое собеседование, к которому вы тоже поможете подготовиться. Такую же стратегию можно использовать при выборе будущей профессии. Не давите на ребенка своими несбывшимися мечтами, но помогите ему сделать выбор, в котором раскрываются его способности.
+ Не делайте для ребенка того, что он может сделать сам. Двухлетний ребенок может складывать игрушки в большую сумку; трехлетний ребенок может рассортировать их по размеченным контейнерам; десятилетний ребенок может делать домашнее задание, вскипятить чайник и нагреть тарелку; десятилетний ребенок без вашей помощи может пойти в соседний магазин и взять остальное на углу, вымыть посуду и приготовить макароны на ужин.
+ Иногда ставят его в такое положение, когда он не может избежать ответственности. Например, вы работаете допоздна и кошку нужно кормить, иначе она будет голодной и несчастной!
+ Учите их, что ответственность — это привилегия взрослых. Но чем больше ответственность, тем больше у них прав — самостоятельные прогулки, личный телефон, подбор одежды в магазине и т. д.
Чего не стоит делать
Бывает, что родители слишком усердствуют в своих попытках привить ребенку ответственность. Не заставляйте ребенка делать то, что ему неудобно. Если ему не нравится выносить мусор или пылесосить, постарайтесь найти в доме то, что ему нравится делать по дому — регулярно поливать цветы, кормить кошку, выгуливать собаку и т. д.
Чувство ответственности сложно навязать. Поэтому вам нужно понимать, что вы можете заставить своего ребенка содержать дом в чистоте и порядке, но это сделано вами из страха, а не по собственному желанию. Принуждение ребенка к этому может нанести вред развитию характера. Чувство ответственности взращивается изнутри и подпитывается ценностями, которые ребенок видел дома на примере своих близких.
Что делать, если ребенок не хочет принимать ответственность за свои поступки
Ответ на этот вопрос очень прост, но для чрезмерно опекающих родителей это покажется очень трудным.
+ Перестаньте брать на себя ответственность за дела вашего ребенка.
+ Пусть он столкнется с последствиями своего безответственного поведения.
Например, если ваш ребенок привык не делать домашнее задание перед тем, как вы вернетесь с работы домой. Скажите ему, что теперь он сам отвечает за домашнее задание. И больше не ввязывайся. Первые несколько раз задание может быть не выполнено, стихотворение не может быть изучено, и в журнале может появиться буква «F». Или, может быть, больше одного. Вместо того, чтобы продолжать помогать с уроками, расскажите им, какие перспективы ждут ребенка, который не делает домашнее задание. Уроки будут накапливаться как снежный ком, двойки превратятся в плохие отметки на четверть, а может, и на год. Перспектива поступить в институт в будущем, получить профессию будет равна нулю.