Развитие ребенка первого года жизни происходит в строго определенные сроки. На втором месяце жизни малыш хорошо держит голову, следует за предметами, мычит и улыбается; в возрасте 3-3,5 месяцев поворачивается на бок; в 4,5-5 мес. переворачивается спиной к животу и берет в руки игрушки; в возрасте 7 месяцев сидит, 8 месяцев ползет; в возрасте 10-11 лет стоит на опоре и начинает самостоятельно ходить в возрасте до 1,5 лет.
В целом, согласно общепринятому мнению, отсутствие задержек стимуляции является важным показателем здоровья. Но бывает и так, что при относительно хорошем психомоторном развитии появляются нарушения общей гармонии движений, «дискомфорт», настораживающий бдительных родителей. Спектр недугов очень широк — от стойкого наклона головы в сторону в возрасте 1,5-2 месяцев до значительной асимметрии движений и нарушений походки после 1 года жизни. Конечно, в роддоме уже обнаруживаются серьезные отклонения от нормы. Например, врожденная мышечная кривошея, нарушения нервов плечевого сплетения (рука ребенка «вялость», растянута во всех суставах, прижата к туловищу), врожденная деформация стоп и т. д.
Многие другие заболевания нервно-мышечной системы обычно диагностируются на первом году жизни, обычно в тесном сотрудничестве между неврологом и ортопедом. По этой причине даже есть попытки выделить нейроортопедию как самостоятельную область медицины.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений развития костей и нарушений функции суставов очень важно, потому что по мере роста и развития ребенка проявления этих состояний могут усугубляться, и потребуются дополнительные терапевтические меры.
Первое обследование проводится в среднем от 1,5 до 3 месяцев. Это исследование носит «базовый» характер. Тщательно собирается информация о течении беременности и родов, оцениваются симптомы и проводится обследование ребенка (не удивляйтесь, что само обследование длится недолго — здесь продолжительность может утомлять ребенка и угнетать его реакции). При подозрении на двигательное расстройство очень важно понимать, что симптомы не ухудшаются во время осмотра (например, через 1 месяц). Часто подкрепляемся дополнительными инструментальными методами диагностики — УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентген (при строго определенных показаниях), электромиографией (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но опять же, многие отклонения в форме тела и двигательной функции малыша однозначно и окончательно диагностируются путем сравнения в динамике.
Сосредоточимся на основных моментах: «На что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень сложно дать простой ответ, но для ясности позвольте ему звучать так
- положение туловища
- диапазон движения
- Возникновение асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда ребенок лежит на спине — голову лучше всего повернуть в сторону (вынужденное положение?). Нормальное — голова чередуется по отношению к средней линии туловища, может быть слегка наклонена к груди.
Ручки малыша симметричны с обеих сторон. До 3 месяцев предплечья могут быть слегка согнуты, а кисти сжаты в кулаки, это нормально. Однако если вы чувствуете слабость в сгибании с обеих сторон или снижение мышечной силы с одной стороны при вытягивании рук, это уже не норма.
Обратим также внимание на ножки ребенка — если они не согнуты в тазобедренных и коленных суставах, если они не оказывают сильного сопротивления при смене или смене подгузников, и наоборот — обращает на себя внимание вялость, слабость », чрезмерное выпрямление «.
Младенец начинает падать всегда на одну сторону (как будто спасает вторую половину своего тела). Смелее и четче брать игрушки одной рукой (другая «отстает»). Особенно это заметно через 5,5 — 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость напряжения мышц от вращения головы) — одна рука выпрямлена и приподнята ближе к лицу, другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже присутствует. Обычно этот рефлекс исчезает в возрасте от 4 до 6 месяцев. Его длительная стойкость выше нормы.
Когда малыш лежит на животе — в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и открытые ладони, ноги прямые в бедрах и согнутые в коленях. До 6-месячного возраста ноги полностью вытянуты. В случае патологии этот срок значительно отклоняется от нормы.
Если поставить ребенка в вертикальном положении с опорой «под мышки», в возрасте 4-5-6 месяцев можно выпрямить ножки и «встать» на кончики пальцев. Однако к концу 6-7 месяцев малыш уже отдыхает на всей стопе. Если наблюдается чрезмерное разгибание нижних конечностей со значительным приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8-месячного возраста все же является признаком заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей — нас беспокоит такое отношение.
Реакция «готов к прыжку» (или «реакция десантника» — я читал это в немецком мануале) очень разительна. Это также ответная реакция на поддержку верхней конечности.
Взрослый держит ребенка за бедра и позволяет верхней части тела «опускаться» вперед. Ребенок «падает» на вытянутые руки, обычно с раскрытыми ладонями. Обычно это работает до 10-11 месяцев.
Можно упомянуть много деталей, но самое главное — понять, что реакции удержания туловища, реакции равновесия и четкие, осознанные движения должны формироваться в определенной последовательности.
И вот главное достижение ребенка — оно приходит! Мало того, что его скелет и мускулы укрепились, но и созрел его разум, и возникла необходимость расширить границы его «мировоззрения». Когда сам проходит 20-30 метров без посторонней помощи — оцените походку и, если все в порядке, не ограничивайте необходимость ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном тщательном контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здорового ребенка не реже одного раза в год следует обследовать у невролога-ортопеда.
Теперь ему предстоит осознанно освоить сложную моторику, познавать красоту и ловкость движений.