Пока подросток выбирает среду или среда выбирает его, он подчиняется этому выбору и цепляется за кого-то без своей воли. Человек должен понимать, как среда его развивает, что дает. Взрослый должен не критиковать, а лучше понимать, что важно в среде, которую выбирает ребенок, и выбирает ли ребенок их. В этом случае будет легче найти альтернативу и удовлетворить потребности ребенка.
Взрослые время от времени сравнивают детей с собой. Если они видят себя в решениях и выборе молодого человека («он похож на меня», «Я думаю, как я», «Я делал то же самое»), они поддерживают ребенка. Если ребенок принимает решения, не зависящие от родителей, поддержка часто ослабевает и начинается критика. Надо понимать, что ребенок — другой человек. Мы можем знать или не знать об этом. Нам нужно больше знать о том, что происходит, а не запрещать это. Запреты вызывают потерю потребности в общении со взрослыми, особенно у подростков, склонных к вызывающему поведению.
— Как научить напористости в группе сверстников?
— Есть технический пункт, где вы можете научить говорить «нет», обучить определенным фразам, воссоздать ситуации. Однако более важным является то, что позволяет ребенку двигаться независимо. Поэтому следует развивать у подростка интерес к себе, помогать ему познавать себя. Взрослым также важно лучше узнать своих детей, чтобы они научились выражать свои мысли так, как им подходит, в зависимости от их типа личности. Познакомиться с личностью ребенка может каждый взрослый, главное подойти к нему с интересом и уважением.
Чтобы ребенок мог выразить свое мнение, ему нужно разрешить это делать дома. Родительский авторитет не следует подавлять. Где будет учиться подросток, как не в семье? Взрослые должны уважать позицию ребенка и учитывать его взгляды во всех ситуациях, не только выслушивая, но и принимая их во внимание. Тогда подросток поймет, что об этом можно безопасно говорить, что это можно и нужно делать.
— Что делать, если у моего ребенка проблемы с общением?
— Если что-то пойдет не так, нужно взглянуть на ситуацию ретроспективно. Помогите ребенку понять, что можно было бы сделать иначе. Как вы могли себя вести, чтобы быть услышанным? Если ребенок плохо общается, дайте ему шанс на реабилитацию. Тогда напряжение, связанное с этой ситуацией, будет снято, и вы сделаете шаг вперед, появится альтернатива.
Если взрослый чувствует, что с ребенком что-то не так, первое, что нужно проверить, — это не излишнее беспокойство. Иногда родители судят, основываясь на собственных проекциях и представлениях. Не следует недооценивать особенности личности человека. На их основе вы должны помогать ребенку, в том числе формировать его окружение.