Большой детский фестиваль KIDS FEST пройдет 26-30 августа на ВДНХ в Москве. Особое внимание аудитории привлек круглый стол «Родительский университет» с участием специалистов и представителей группы «Просвещение», посвященный участию родителей в воспитании детей, их «вмешательству» в учебно-воспитательный процесс и новым типы взаимодействия учителей, детей и родителей. Специальным гостем мероприятия стала психолог Елена Юдина, специалист по педагогической и развивающей психологии, специалист по дошкольному образованию, которая рассказала о психологии взаимоотношений учителей и родителей и «нововведениях», вызванных пандемией.
Чего хотят родители?
Подавляющее большинство родителей, когда их спрашивают «чего ты хочешь для своего ребенка?», Мы хотим, чтобы у ребенка было хорошее будущее. Учителя называют это «успехом» — не только сегодня, но и в будущем.
Однако более пристальный взгляд на эту тему показывает, что это не совсем просто, поскольку есть два варианта успеха:
- Работа в процессе (существенный успех). Когда условия таковы, что вы не чувствуете себя неудачником. Это важно для всех людей, но особенно важно для детей.
- Социальный успех, карьерный рост, статус.
Сделайте паузу и спросите себя: «Я спрашиваю своего ребенка, чего он хочет?»
Многие родители рисуют вполне устойчивую картину-желание: «Теперь мой ребенок хорошо проведет время в детском саду, потом отлично проведет время в школе, еще круче в университете, и тогда он будет президентом Российской Федерации». Сколько президентов может быть в России одновременно? Эффективные актеры? Если у родителей есть такие ожидания, дети, особенно молодые, немедленно прочтите это. Так зачем программировать ребенка на провал?
«Есть люди, которые вообще не хотят социального успеха. Вот почему так важно спросить своего ребенка, чего они хотят для себя».
Мы все очень заботимся о том, чтобы наш ребенок стал лучше. И в это может быть непросто поверить, но этого достаточно, чтобы ребенок был лучшим для себя — своих родителей. Это не история соперничества, где одни лучше других, а другие хуже других, а скорее об основных семейных ценностях.
Когда у вас есть амбиции преуспеть в чем-то, важно поддерживать дружеские отношения с теми, кто идет с нами рука об руку, важно помнить о командной работе. Если ребенок это понимает, значит, он не против, если в какой-то момент он немного отпустит. Он понимает и чувствует, что его поддержат и что у него есть все шансы восстановить силы.
Теперь появился новый тип лидерства — так называемый распределенное лидерство. Самый крутой лидер — это не тот, кто стоит выше всех, а тот, кто готов отступить, потому что он видит свою команду изнутри и знает потенциал каждого из ее членов.
Исследование предпочтений родителей относительно задач дошкольного образования, проводимое с 2011 г., показывает, что многие родители требуют, чтобы их дети были подготовлены к обучению в школе. В то же время педагоги осознают, что это неправильно.
«Психологический комфорт, по мнению родителей, всегда стоит на первом месте в списке. Но, например, родители всегда оставляют игру на последнем месте. Почему? Потому что ребенок не может жить без игры. Игра — это контекст, в котором дети развиваются. Как правило, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был заинтересован, превращайте каждое занятие в игру.
На третьем месте — общение. Что на втором месте? Безопасность. Кстати, из года в год мы видим, как снижается динамика важности подготовки к школе. Но вернемся к безопасности. Под этим определением каждый родитель понимает что-то свое, но чаще всего — условия, обеспечивающие жизнь и здоровье ребенка, предотвращающие чье-то негативное влияние, то есть проявление определенной автономии в плане собственной безопасности. Но безопасность — жизненно важная потребность каждого человека. И здесь важно научить детей не причинять себе вреда, уметь объяснять им основные концепции безопасного поведения, не отделять их от всего, заворачивая в пузырчатую пленку.
«Не злоупотребляйте ребенком. Дети, которые не способны рисковать, не смогут справиться с новыми занятиями в будущем, каждый новый шаг будет для них связан с душевным дискомфортом».
Неопределенность, эпидемия и новые тренды
Мы живем в эпоху неопределенности. Горизонт планирования сдвинут на час, в лучшем случае на час или два, а если повезет, на неделю. В этой ситуации неопределенности и непонимания того, что нас ждет завтра, в современном образовании появляется тренд — изменение традиционной модели взаимоотношений взрослых и детей. Мы не можем дать детям уверенность и ясные знания, но они, наоборот, могут посоветовать действия на два шага вперед.
В результате родители перестают воспринимать школу как отмычку, осознают свою ответственность за развитие своих детей и хотят заниматься их воспитанием. Таким образом создаются родительские объединения, нарушаются «границы» детских садов и т. д. Учителя становятся субъектами собственной деятельности: они серьезно заинтересованы в своем профессиональном развитии, а не только в карьерном росте.
«Мы движемся к полной реструктуризации образования. Пандемия еще больше обострила эту историю, обостряя тенденции. Новая школа будет реорганизована по всем направлениям: институциональным и целевым».
Семьи постепенно перестают доверять государству образование своих детей. Следовательно, все больше и больше семей хотят выбирать школу или детский сад, учителя, программу. По этой же причине появляются частные и негосударственные образовательные форматы, вмешательство семьи в работу образовательных организаций.
Но сама образовательная организация обычно закрывается от такого вмешательства. Есть установка: «мы профессионалы, а вы некомпетентны в образовании, давайте работать». Конечно, в них есть своя правда, но нельзя игнорировать право родителей участвовать в жизни своего ребенка. Ошибки родителей — не повод «убирать» их из учебного процесса.
Есть фраза «семья — наш клиент», отсюда и позиция «клиент всегда прав», но это не совсем так.
Мы хотим, чтобы детский сад был полностью открыт для родителей. Что это значит? Что родители приходят в садик самостоятельно, ногами. Работая с ними, учителя будут иметь в своем распоряжении ресурсы, которые никоим образом не равны рискам, связанным с присутствием кого-то еще в классах открытого типа.
Пандемия высветила эти тенденции, показав, к чему ведет необходимость общаться в соответствии с новыми правилами.
Исследование влияния пандемии на образовательный и коммуникационный процесс показало, что теперь родителям приходилось «принуждать» и «побуждать». Это привело к смене ролей. Роль надзора, возложенная на родителей, заставила их сказать: «Вы портите наши отношения со своим ребенком». Учителя, в свою очередь, могли представить себе, что значит быть «надзирателем». В конце концов, насилие как ключевой элемент образования не было проблематичным ни в школах, ни в семьях.
Но есть и положительные эффекты этой кризисной ситуации, потому что не только школа пришла в семью, но и семья пришла в школу. Родители могли видеть, что происходило в классе. Если, конечно, захотят. Ведь взрослые могут буквально «выйти из комнаты». Как мы говорили в начале, родители хотят нести ответственность, они хотят участвовать в этом процессе, и теперь у них есть возможность принять в нем участие.
Родители также являются очень мощным ресурсом, защищая учителей от администрации, когда трудно разрешать конфликты с начальством, когда они не слышат нас. Самое главное — осуществить это тройное взаимодействие. Для этого школам и детским садам необходимо выяснить, чего на самом деле хотят папы и мамы.
Может показаться, что поправка к Закону об образовании о воспитании детей перекладывает ответственность за воспитательный процесс на учителей и наоборот — на родителей.На самом деле, однако, проблема сильно преувеличена.Существующую сложность решить довольно просто.
«Если мы сделаем какие-либо выводы, они будут зависеть не только от реальности, которая нас окружает, но и от нашего отношения — что мы склонны замечать, а что игнорировать. Точно так же и с родителями — они не появятся, если учителя не создают условий Многие взрослые готовы включиться в школьную жизнь своих детей, но из-за своей неопытности не знают, с чего начать, и это абсолютно нормально.