Развитие логического мышления у дошкольников

razvitie logicheskogo myshleniya u doshkolnikov Блог

Мышление — важнейший мыслительный процесс, который дает человеку возможность решать любые проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться. Он тесно связан с речью, и его результат — мысль, выраженная словами. Мышление нужно развивать с раннего возраста. Благодаря использованию логики ребенок приобретает знания об окружающем мире и его особенностях.

Этапы развития

Есть несколько видов умственной деятельности. Каждый из них в определенном возрасте является доминирующим:

  1. Зрительно-моторное мышление характерно для маленьких детей. Для решения задачи ребенок выполняет занятия с игрушками и другими предметами.
  2. Зрительно-моторное мышление — основной тип мышления дошкольников, использующий образы и предметы.
  3. Логическое мышление начинает формироваться в старших дошкольных классах и позволяет мыслить словами, рассуждениями и концепциями.

Условием формирования логического мышления является умение выполнять мыслительные операции и заучивать действия с помощью слов. Уровень развития каждого типа влияет на успеваемость ребенка в школе, осведомленность, скорость восприятия и обучения. Позже этот уровень определяет способность усваивать материал в процессе обучения.

Роль логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников — сложный процесс. Мальчик или девочка учатся анализировать, делать правильные выводы, видеть пути решения проблем. Развитие логики следует начинать в возрасте 3 лет. Используйте для этого игры, упражнения и головоломки. С помощью взрослых детей они получают знания, узнают о концепциях, явлениях и процессах окружающего их мира. Если ребенок черпает информацию из разных источников, его логика развивается наиболее интенсивно и активно. Развитое логическое мышление позволит будущему школьнику

  • понимать причинно-следственные связи;
  • разбивать объекты по их атрибутам;
  • найти дополнительный объект среди других;
  • анализировать имеющуюся информацию;
  • соотносите слова с изображениями и понятиями.

Игры и учебные материалы используются для развития логики у дошкольников. Учителя развивают логику на уроках, а родители на прогулках просто привлекают внимание мальчиков и девочек к природным явлениям. Развитие логики не заканчивается с окончанием дошкольного возраста, а продолжается на протяжении всей взрослой жизни.

Средства развития детской логики

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста разработано множество методик. Они учитывают специфику возраста дошкольников, построены на играх, загадках и задачах. Основные приемы, помогающие развивать логику у дошкольников:

  1. Анализ. Исключение объекта или его свойств из группы, похожей на данный символ.
  2. Синтез. Объединяйте различные свойства предметов в единое целое.
  3. Сравнение. Поиск общих или отличительных черт или свойств объектов, позволяющих сравнивать их с другими объектами.
  4. Обобщение. Поиск общих черт нескольких объектов. Дошкольник учится искать сходство в двух предметах, а затем в трех и более.
  5. Конкретизация. Выделите важные особенности, отделите их от неактуального.
  6. Классификация. Вы можете использовать фотографии птиц или животных, которых ваш ребенок должен разделить на домашних и диких, травоядных и хищных. В старшем дошкольном возрасте ребенок распознает признаки, которые классифицируют предметы, разделяя их на отдельные группы. В более раннем возрасте эти атрибуты могут быть выражены.
  7. Значимые корреляции. Вы можете использовать игру «съедобное и несъедобное», которая учит сочетать слова с картинками.
  8. Регулярность. В дошкольном возрасте они не используют числа и изображения фигур или предметов для определения закономерностей. Дошкольник определяет последовательность цветов или форм, глядя на предложенный пример.

Среди сверстников выделяется ребенок с развитым логическим мышлением. Анализирует, представляет себе последствия собственных и чужих действий, правильно рассуждает, находит необычные решения.

Практический метод в развитии логики

Практический метод является ведущим в активизации деятельности логического мышления. Его используют, чтобы научить ребенка выполнять задания самостоятельно или с помощью взрослых. Практический метод — основа развития умственной деятельности. Это включает в себя:

  • использование учебных материалов;
  • Эффект от практической деятельности — формирование представлений об предметах и ​​явлениях;
  • Использование сформированных концепций для решения проблем.

Упражнения на развитие логического мышления выполняются в группе детей или индивидуально. Обучение проходит в игровой форме. Поэтому все взаимодействия строятся с использованием настольных и двигательных игр, игрушек, специально подобранных для вашего возраста, и других наглядных или удобных материалов. В дошкольных учреждениях детям даются простые задания, которые с возрастом становятся все более и более сложными, т. Е. Обучение идет от простого к сложному.

Примеры игр, развивающих логику

Для улучшения логического мышления ребенка используются упражнения, стимулирующие интерес и вовлекающие ребенка в процесс обучения. Чередование выполнения заданий, направленных на повышение активности мышления, помогает добиться желаемого эффекта:

  1. Устные игры — самый доступный вариант развития логики. Игры со словесами для развития логического мышления расширяют словарный запас и расширяют кругозор ребенка. Они учат обобщениям, аналогиям, разделению понятий и созданию логических связей.
  2. Игры с картинками и фотографиями. Развитие воображения и логического мышления с помощью карточек, бумаги, мелков. Игра в сравнение, группирование, обобщение, а также в головоломки, лабиринты и загадки помогает активно развивать логику.
  3. Настольные игры. Шахматы, шашки и домино не только развивают логику и логико-пространственное мышление. Они также позволяют проводить время с семьей и учат достойно принимать поражение и победу.
  4. Строительство. Игра с конструкторами разного размера и формы развивает у ребенка мелкую моторику, творческие способности, визуально-пространственное мышление и логическое мышление.
  5. Решение логических задач. Их можно найти в специальных учебных пособиях и учебных пособиях, а также в виде электронных игр.

Метод проб и ошибок — самый простой вариант. В этом случае ребенок не осознает проблему, не думает о тактике ее решения. Процесс логического мышления возникает, когда старшему дошкольнику нужно решить задачу или выполнить задачу. Эту задачу ребенок решает по-разному, исходя из собственного опыта. Опыт, в свою очередь, зависит от уровня развития логических навыков. По мере того, как ваш ребенок растет, применение логики к вашему мышлению позволяет вам четко изучить задачу, поставить цели и выделить основные моменты, создать план и подумать о способах его выполнения.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий