Наша главная задача как родителей и учителей — подготовить ребенка к самостоятельной, ответственной и, по возможности, счастливой взрослой жизни. Все младенцы разные: одним нужен родительский паттерн и никакой дополнительной стимуляции, другим — постоянное поощрение … Но давайте попробуем сформулировать общие правила, которые можно адаптировать к каждой семье, учитывая индивидуальные особенности вашего маленького человечка, которому суждено. стать большим человеком.
Как видно из богатой педагогической практики ХХ-ХХI веков, основанной на многочисленных экспериментах, результаты которых мы можем наблюдать собственными глазами у окружающих нас людей — представителей разных поколений, наиболее продуктивным стилем воспитания является основанный на демократических принципах, основанный на абсолютно непоколебимой вере в уникальность и ценность каждого человека в семье и в мире. Именно с таким отношением дети растут счастливыми, вырастают ответственными, уравновешенными и социально активными людьми.
Основные принципы демократического стиля воспитания детей можно сформулировать следующим образом:
- Система наград и наказаний, гармоничная и лишенная крайностей. Эта система предполагает определенные правила, которые вырабатываются и применяются в семье в соответствии с моральными и жизненными установками ее членов. Родители постепенно вводят эту систему ценностей по мере взросления их ребенка и мягко, но твердо настаивают на определенных правилах, которые строго соблюдаются внутри и вне семьи. Например, правила могут быть такими: «Нельзя бить людей», «Нельзя брать вещи, не спросив», «У каждого должна быть своя частная собственность, где они могут побыть одни, а другие должны уважать их», «Все. имеет право на свои чувства. и выражать их »,« Вы не должны оскорблять или унижать других людей »и т. д. Нарушение правила должно повлечь за собой наказание (это не означает суровое наказание — суровое, но не жестокое), следование правилу — поощрение, пока оно не станет привычкой и не станет констатировать уровень жизни и естественную внутреннюю потребность ребенка.
- Эмоциональный контакт с ребенком. Отсутствие эмоционального контакта с ребенком и теплоты в отношениях, отсутствие интереса к жизни ребенка, обесценивание его проблем и достижений — тоже не самые лучшие помощники в воспитании. Дети часто убегают из дома, где преобладают эмоциональная холодность и отстраненность, особенно когда это сопровождается завышенными ожиданиями взрослых по отношению к ребенку.
- Положительный родительский пример. О том, насколько важен и даже приоритетен родительский пример в воспитании ребенка, мы подробно писали в одной из наших предыдущих статей, и еще раз подчеркиваем: дети следуют вашему примеру и следуют за вами! Так что нет смысла говорить о сострадании к животным, если вы сами равнодушны к голодным котятам или больным старикам, нуждающимся в помощи.
- Соответствующая возрасту осведомленность и чуткость к потребностям, интересам и заботам ребенка. Если мы искренне заинтересованы в жизни и личности Маленького Человека, если мы чутко относимся к его потребностям, вместо того, чтобы «идти легким путем», мы не только показываем ему свою любовь, но и развиваем его коммуникативные навыки и самосознание. Мы учим детей тому, что их личность важна, что они достойны уважения и любви, заботы и нежности, и в то же время мы подаем им пример, как быть нежными и чуткими людьми, как проявлять любовь и заботу к другим люди. Здесь мы подробно говорили о возрасте и психологии.
- Объясните причины ваших требований. Постарайтесь убрать директивный и императивный тон из ваших отношений с ребенком: чем меньше отношения между родителями и детьми напоминают отношения солдат и командиров, тем больше шансов на достижение согласия в семье. Это особенно важно и важно для детей подросткового возраста. Лучше всего использовать директивы и повелительные сигналы только в самых крайних случаях, например, когда на карту поставлена физическая безопасность, в опасных для жизни ситуациях — когда нет времени на разъяснения и требуются быстрые действия. Чрезмерная суровость, жесткость, запугивание и подавление автономии, злоупотребление наказаниями — неправильные методы. Они приведут не к ответственности, а к прямо противоположному результату — отказу от нее и отказу от всего, что предлагается. А в худшем случае они могут даже спровоцировать развитие насилия в отношении детей и членовредительства, в том числе попытки суицида.
- Поощряйте послушание и независимое мышление в поведении вашего ребенка. Мы настаиваем на соблюдении определенных правил, упомянутых в пункте 1, поэтому важно, особенно вначале, поощрять их соблюдение и хвалить вашего Маленького Человека, который нуждается в поддержке со стороны своих любимых и дорогих людей. Однако при соблюдении общих принципов и требований должно появиться больше возможностей для независимого принятия решений. Дайте вашему маленькому человечку больше задач и разные способы их выполнения — позвольте ему самому решать, как лучше их выполнять.
- Интерес к мотивам действий. Не осуждайте действия и слова своего ребенка, пока не узнаете, что за ними стоит. Например, одно и то же предложение: «Мама, я не хочу сегодня идти в школу» может иметь очень разные коннотации: «Учитель истории обидел и унизил меня, я не хочу, чтобы он снова меня унижал» и «Я не сделал домашнее задание и не хочу быть за нее ответственным «. Объясняющие вопросы в доверительных отношениях должны быстро привести вас к истинному мотиву.
- Уметь признавать ошибки. Взрослый не должен создавать вокруг себя ореол непогрешимости, рано или поздно вы ошибетесь, потому что вы живой человек, а все живые люди имеют склонность к ошибкам. И ребенок это заметит и даже обратит на это ваше внимание. И тогда многое будет зависеть от того, как вы себя поведете в этой ситуации: притвориться намеренным, отрицать ошибку или признать свою ошибку и попытаться ее исправить. Несложно догадаться, что второй подход более ответственный, зрелый и взрослый, и учит ребенка не тому, что он «тупой ебарь», а тому, что ошибки — это нормально, а не страшно, потому что чаще всего ошибку можно исправить и выучить. от него.
- Возникновение у ребенка собственных обязанностей. Жить в обществе — значит брать на себя определенную ответственность, и человеку лучше с детства привыкнуть к этой мысли. Начните с малого, и чем старше становится ваш ребенок, тем больше должен быть у вас список обязанностей. Вы можете начать с помощи в уборке, мыть лапы после прогулки в 3-4 года, продолжать ходить в магазин в 5-6 лет и т. Д. Эти обязанности должны быть его единственными — пусть он почувствует, что вы рассчитывая на него и на то, что его обязанности очень важны для семьи.
Вот несколько важных моментов, которые помогут вам воспитать ваших замечательных людей. Конечно, это не панацея и не исчерпывающие правила. В каждой семье есть свои хитросплетения и истории, которые делают ее не идеальной, а по-своему уникальной, и, конечно, эти обстоятельства также следует учитывать. Однако даже при всех наших человеческих недостатках, если мы попытаемся применить хотя бы частично эти принципы — мы сможем многого добиться, и мир обязательно станет лучше хотя бы для одного человека.
Подпишитесь на наши статьи о:
- facebook: https://www.facebook.com/detsadalisa/,
- facebook: https://vk.com/alistravel
- и в Твиттере: https://twitter.com/ali01028
Наш детский центр Alice Home в настоящее время набирает детей в смешанную Монтессори-группу. Наш головной офис находится в Москве, на Волжском бул. 114 А, корпус 4. м. Кузьминки, Текстильщики. Телефон: +7 (903) 723-27-99, Алия