На детей младшего школьного возраста оказывается огромное давление. Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются дети, — это неспособность планировать свое время и управлять им. Родители часто замечают, что их дети не приступают к выполнению домашних заданий без напоминания, откладывают их на неопределенное время и предпочитают проводить время за просмотром телевизора. Многие дети не знают, чем заниматься в свободное время. Отсутствие распорядка дня и планирования приводит к ряду трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашних заданий или домашних дел.
Тайм-менеджмент — важный и необходимый навык как в школе, так и во взрослой жизни. Тайм-менеджмент позволяет эффективно управлять не только своей деятельностью, но и жизнью в целом.
Чем младше ребенок, тем легче научить его навыкам самоуправления и помочь ему стать самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «зона непосредственного развития» — уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности с важным взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В то же время этот опыт позволяет ребенку изучать и расширять круг действий, навыков и способностей, которые он может выполнять самостоятельно. Поэтому, чтобы научить ребенка навыкам и умениям планирования и эффективного управления временем, необходимо пройти этот путь вместе с ним.
3 шага обучения школьников тайм-менеджменту
Помните, что тайм-менеджмент не в наших силах. Время — уникальный ресурс. Время нельзя вернуть и остановить, но его можно эффективно организовать.
Этап 1. Мотивация
Самая главная, первая, необходимая задача — мотивировать ребенка. Покажите ему или ей важность и необходимость организации времени.
На этом этапе отличными помощниками станут:
— Расчет рабочего времени. Попросите ребенка записать все, что происходит с момента его пробуждения до того, как он ложится спать ночью. Вам понадобится один или два дня в неделю и один выходной, чтобы узнать, эффективно ли ваш ребенок распоряжается своим временем.
— Игровой анализ ситуации. Предложите вашему ребенку небольшие тематические исследования — ролевые игры, описывающие день вымышленного мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). Обсудите с ребенком, как он или она думает, что главный герой вашей истории правильно или неправильно распределяет свое время. Где бы он тратил больше времени на обучение, а где меньше — на компьютер? Объясните, чем бы ваш ребенок посоветовал делать герою вашего рассказа в свободное время. Такие игровые ситуации служат своего рода проекционным методом для родителей для анализа ситуации собственного ребенка. Внимательно слушайте ответы и вместе подумайте о том, как может выглядеть идеальный день в школе.
Этап 2. Планирование
Предложите ребенку составить список, включающий
— все важные дела (учеба, секции, клубы и т. д.)
— Помощь по дому (что ребенок хочет и может делать, один или с родителями)
— свободное время (чем хочешь заняться: раскрасить, собрать конструктор, построить модель самолета, покрасить песком и т. д.)
После того, как список составлен, вы должны определить последовательность действий и выделить определенное количество времени для каждого действия в списке.
Для наглядности занятия в каждой группе (важные, домашние дела, свободное время) могут быть отмечены другим цветом.
Стоит помнить, что эффективная помощь в управлении временем вашего ребенка и вашего ребенка — это повседневная рутина. Вы узнаете, что это такое и как составить распорядок дня для своего ребенка, на первом занятии курса «Здоровый образ жизни».
Этап 3. Контроль
Чтобы отслеживать эффективность дня, договоритесь с ребенком о том, что делать или не делать что-то следует записывать. Это могла быть система «плюс-минус»; выделение «красным» — не выполнено, «зеленым» — выполнено; использование наклеек или просьба к ребенку придумать свою собственную систему позволит ему проявить инициативу и поможет стимулировать умственную деятельность.