Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: именно в этот период жизни начинают складываться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
- Возраст 5-7 лет характеризуется усилением роста.
За год ребенок может вырасти на 7-10 см, при этом скорость роста дошкольника немного выше, чем у шестилетнего. Меняются пропорции тела. Улучшаются движения, улучшается двигательный опыт детей и активно развиваются их моторные навыки. Явно улучшаются координация и стабильность равновесия, столь необходимые для большинства движений. У девочек есть небольшое преимущество перед мальчиками.
- Активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, а вот мелкие, особенно в руках, еще слабые. Старший дошкольник технически корректен в большинстве двигательных действий. Он способен критически оценивать движения других детей, но самоконтроль и чувство собственного достоинства непостоянны и возникают спорадически. Дети понимают понятие здоровья и здорового образа жизни, важность гигиенических процедур (мытье рук, чистка зубов и др.), Закаливания, занятия спортом, утреннюю зарядку.
- Большие изменения происходят в высшей нервной деятельности. На шестом году жизни улучшаются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно влияет на саморегулирующую способность. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более устойчивыми и сбалансированными. Ребенок не так быстро устает, становится более психологически стойким (что связано с повышением физической выносливости). Дети по собственной инициативе чаще начинают воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом умения добровольно регулировать свои действия еще недостаточно и требует внимания взрослых.
- Под влиянием воспитания происходит постепенный переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно ссылаются на правила, регулируя свои отношения со сверстниками. Формируются социальные представления о нравственном плане, старшие дошкольники уже различают хорошие и плохие поступки, имеют представление о хороших и плохих и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. Они довольно категоричны и требовательны в оценке действий своих сверстников, более снисходительны и лишены объективности по отношению к собственному поведению.
- Мозг шестилетнего ребенка по своим свойствам аналогичен мозгу взрослого — его интеллектуальные способности расширяются. Ребенок не только определяет существенные черты предметов и явлений, но также начинает устанавливать между ними причинно-следственные связи, пространственные, временные и другие отношения. Дети используют достаточное количество временных понятий: утро, день, вечер, вечер, ночь; вчера, сегодня, завтра, рано, поздно; они знают порядок дней недели, времен года и месяцев каждого времени года. Ориентация в пространстве и на плоскости неплохая: влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад, близко-далеко, сверху-вниз и т. д.
- Общий кругозор детей расширяется. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за пределы ближайшего окружения дошкольного учреждения и семьи. Детей привлекает более широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Им интересны обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких земель и многие другие. Старший дошкольник пытается самостоятельно понять и объяснить полученную информацию. Спустя пять лет начинается настоящий расцвет представлений «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и так далее. Дети используют знания из фильмов и телешоу, чтобы объяснить эту информацию: об астронавтах, лунатиках, космических путешествиях и звездных войнах.
Под руководством учителя шестилетние дети занимаются исследовательской деятельностью, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, делают предположения о причинах и следствиях наблюдаемых явлений, используют различные методы проверки: эксперименты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные исследования. наблюдения, делать небольшие «открытия» самостоятельно.
- В более старшем дошкольном возрасте объем памяти увеличивается, происходит сознательное запоминание для последующего извлечения материала, и внимание становится более постоянным. Развиваются все когнитивные психические процессы. У детей более низкий порог чувствительности к ощущениям. Повышается острота зрения и точность распознавания цвета, развивается фонематический и высотный слух, значительно повышается точность определения веса и соотношения предметов, систематизируются детские представления.
- Речь продолжает улучшаться. Объем словарного запаса увеличивается на 1000–1200 слов в год (по сравнению с предыдущим столетием), хотя очень сложно определить точное количество слов, выученных за этот период из-за больших индивидуальных различий. Улучшается связная, монологичная речь. Ребенок без помощи взрослого способен передать содержание небольшой сказки, рассказа, комикса, описать события, свидетелем которых он стал. Правильно использует многие формы и грамматические категории.
- У ребенка развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и представлять различные миры из словесного описания, например, космос, космические путешествия, инопланетяне, замки принцесс, события, волшебники и т. д. Эти достижения отражаются в детских играх, театральных действиях, рисунках и т. д. сказки для детей. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, и они уделяют ему много времени. Дети охотно показывают друг другу свои рисунки, обсуждают их содержание и обмениваются мнениями. Они любят устраивать выставки своих рисунков и гордятся своими достижениями.
- Растущая потребность старших дошкольников общаться со сверстниками, играть и действовать вместе приводит к созданию детского сообщества. Сверстник становится интересным партнером в играх и практических занятиях. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, когда с ним никто не хочет играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом зависит от оценки ребенка педагогом. Важно, чтобы педагог изучал систему межличностных отношений детей в группе и помогал каждому ребенку занять позицию, благоприятную для его развития в группе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общих игровых интересов или склонности к конкретным занятия (рисование, ручная работа, уход за животными).).
- Во взаимодействии со сверстниками преобладают контакты с людьми того же пола. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы имеют фиксированный состав. Таким образом появляются первые друзья — те, с которыми ребенок достигает наилучшего взаимопонимания и симпатии. Дети становятся избирательными в отношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по игре (хотя они могут меняться несколько раз в год). Все чаще предпочтение отдается конкретным типам игр, хотя в целом репертуар игр разнообразен и включает ролевые игры, конструирование, движение, музыку, театр и игровые эксперименты.
Определяются интересы и игровые предпочтения мальчиков и девочек. Дети создают собственное пространство для игры, выстраивают сюжет и ход игры, разделяют роли. В совместной игре возникает необходимость регулировать отношения со сверстниками, формируются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируются формы поведения, опосредованные образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения со своим сверстником ребенок лучше осознает себя, свое «я».
Больше заинтересованности в сотрудничестве, совместных действиях для решения общей проблемы.Дети стараются общаться друг с другом для достижения конечной цели.Воспитатель должен помочь детям научиться конкретным способам достижения взаимопонимания, исходя из интересов партнеров.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает.Дети активно ищут внимания взрослых и хотят вовлечь их в разговор.Дети хотят поделиться своими знаниями, впечатлениями и мнениями.Равное общение со взрослым поднимает ребенка в его глазах и позволяет почувствовать его зрелость и компетентность.Значимое, дифференцированное общение между взрослыми и детьми (познавательное, деловое и личное) необходимо для их полноценного развития.