Возраст — период жизни, характеризующийся определенными особенностями развития человека как личности, личности и индивидуальности.
Человеческая жизнь условно делится на четыре этапа, среди которых чаще выделяют детство, отрочество, взросление и старость. Каждый этап делится на этапы жизни: младенчество (от рождения до года), младенчество (от одного до трех лет), дошкольный возраст (от трех до шести), младший школьный возраст (от шести до десяти), юность (от десяти лет). до четырнадцати), половое созревание (от четырнадцати до двадцати одного года), взрослая жизнь (может быть ранняя, средняя, поздняя) и старость (старость, старость, долгая жизнь). Называя периоды «младенчество», «подростковый возраст» относится к определенным периодам физического и умственного развития человека. Следовательно, возрастные психологические характеристики — это то, что психологически присуще большинству людей данного возраста и в то же время то, что отличает их от людей другого возраста. Переход от одного возрастного периода к другому называется возрастным переломом или кризисом.
Возрастной кризис имеет как отрицательные, так и положительные стороны. С одной стороны, кризис тяжелый, неприятный и требовательный, но с другой стороны, это всегда возможность для развития и совершенствования. Однако, если человек не может справиться с жизненными проблемами, он должен расплачиваться за это. Поэтому проблема изменения возраста — одна из основных проблем психического развития. Направление развития, в сторону положительного или отрицательного полюса, зависит от того, успешно ли человек решает основные проблемы и противоречия каждого возрастного периода. Чтобы подняться на качественно новый уровень развития, человек должен разрешить противоречия, характерные для его возраста. Именно эти противоречия заставляют человека отвечать новым требованиям или удовлетворять новые потребности и тем самым выводят его из кризиса. Их специфика обусловлена как историей их жизни до настоящего времени, так и социальной ситуацией того или иного возрастного периода. Ситуация социального развития в психологии понимается как специфическое переплетение социальной среды и положения человека в ней, специфика воспитания и образования, активности и внутренней позиции личности. Таким образом, источники противоречий и, как следствие, кризисов лежат в самом человеке и в его окружении. Противоречия субъективно переживаются человеком как снижение самооценки, потеря эмоционального благополучия, что побуждает его проявлять активность, создавая новые умственные образования. Эмоциональный дискомфорт, тревога, беспокойство, сомнение, негодование и чувство вины — все это сигналы о том, что что-то нужно делать. Чтобы обрести эмоциональное благополучие и повысить самооценку, субъект активирует процесс самооценки, что также является признаком возрастного кризиса. Есть только два способа разрешить это противоречие, и они следующие: своенравие через самосовершенствование, то есть работа человека над собой, и своеволие за счет других людей, игнорирующее нормы общества или группы людей. Поэтому возрастные кризисы часто сопровождаются конфликтами. Человек, не преодолевший кризис, начинает деградировать, и это может быть алкоголизм, наркомания или невроз, психосоматическое заболевание, иногда застой в жизненном отношении и нежелание меняться.
Например, человек не выходит из подросткового возраста и в зрелом возрасте остается «Васька, Петика». Ему нужна компания друзей, в которой он чувствует себя комфортнее, чем в любой другой социальной среде. Или другой пример: взрослая женщина, застрявшая в младенчестве, считает жизнь невыносимой, дети — это обуза, а сама она, жертва обстоятельств, остается вечным ребенком. У таких людей развивается феномен «беспомощности», который проявляется в отказе искать и прилагать усилия для решения любой новой задачи или проблемы из-за предыдущих неудач. Отсюда вывод: не следует избегать (или делать вид, что их не существует) решения проблем, которые жизнь ставит перед человеком. Вы должны проявлять активность в их разрешении, искать выход, потому что путь через кризисы и их преодоление, через трудности и напряжения — это нормальный путь умственного развития. Следовательно, активный человек, который ищет решения проблем через самосовершенствование, избегая самоудовлетворения за счет других людей, сохраняет психическое, физическое и соматическое здоровье. Но человек, идущий по пути постоянного самоуспокоения, ищущий только «легкую жизнь», не только деградирует, но и страдает физически, умственно и духовно.
Что нужно для выхода из кризиса? Разрешите свое противоречие, формируя психические новообразования, чтобы подняться на качественно новый уровень развития. Каждый возрастной период определяет ведущую деятельность, например, эмоциональное общение со взрослыми в младенчестве, предметная деятельность в молодом возрасте, все вышеперечисленное плюс ролевая игра в дошкольном возрасте, все вышеперечисленное плюс обучение в начальной школе, общественно полезная деятельность в подростковом возрасте, образовательная деятельность -профессиональная в подростковом возрасте. В зрелом возрасте ведущими видами деятельности являются прежде всего профессиональная деятельность, общение и познание. Человек развивает новые образования, необходимые для данного возраста, и это приводит к успешному переходу в следующий возрастной период.
Основным параметром развития человека в младенчестве является формирование доверия (недоверия) к миру в целом и к людям в частности, которое оно перенесет на следующие этапы развития. У малышей развивается самостоятельность, уверенность в себе (нерешительность, застенчивость) в освоении собственного тела, освоении различных движений и занятий. Дети дошкольного возраста проявляют инициативу во всех сферах своей деятельности и, следовательно, развивают инициативу, инициативу или чувство вины, если родители показывают, что их физическая активность вредна, а их вопросы являются навязчивыми, бесполезными играми и т. д. В ранние школьные годы ловкость или нерешительность. В подростковом возрасте определение роли «я» или «путаница в ролях». Но об этом и о том, как безопасно помочь ребенку пережить кризис возраста, вы можете прочитать в следующем номере газеты.