ЗНАЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ ПРИРОДЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Звук как одна из важных характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы обогащает представление детей об окружающем мире. Развитие ребенка тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. В процессе сенсорного развития ребенка формируется дифференциация звуков: сначала по принципу «звуки — нет», затем с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты тона, тембра сложных звуков. Овладение этими качествами способствует более полному восприятию объекта и его целостности.

Звук — один из регуляторов поведения и деятельности человека. Поведенческие правила, связанные с пространственной ориентацией человека, характеризуются как изоляцией визуально воспринимаемых объектов, так и их расположением на основе пространственного слуха. Ориентация ребенка на окружающую среду связана со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого объекта. Пространственная характеристика звука является одной из важнейших характеристик слухового восприятия и определяет когнитивную составляющую этого процесса. Наличие источников звука в пространстве, движение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звука — все это создает условия для наиболее подходящего поведения в окружающей среде. Эмоциональные и оценочные свойства звукового образа имеют основополагающее значение для регулирования поведения и деятельности. Форма реакции меняется особенно при получении экстремальных звуковых сигналов (плач, стон пациента). Пространственное восприятие относится как к способности уха определять местонахождение слуховых объектов в пространстве, так и к способности анализировать весь спектр характеристик.

Психическое развитие ребенка происходит в первую очередь через сенсорное восприятие окружающей среды, которое связано с работой отдельных органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания. Восприятие окружающей обстановки через слух позволяет «выразить» происходящее, отразив его гораздо более полно, чем это возможно только с помощью зрения. Главная особенность слуха в том, что он отражает внешний мир в виде звуковых образов.

Все звуки, воспринимаемые человеком, делятся на шумовые и музыкальные. Однако нет четкого различия между шумом и музыкальными звуками, поскольку акустическая часть шума имеет отчетливо музыкальный характер, а музыкальные звуки включают множество шумов. Звуки человеческой речи включают в себя как шумы, так и музыкальные звуки. Звуковой образ содержит три параметра, относящиеся к объективным характеристикам звука: громкость (соответствующая интенсивности), высота звука (соответствующая частоте) и тембр (соответствующий структуре звукового спектра) в случае звуков со сложным звуком. состав. Звуки окружающего нас мира никогда не имеют статичной структуры. Таким образом, звуковой образ характеризуется динамической структурой, определяемой изменением и взаимосвязью во времени характеристик громкости, высоты тона и тембра.

Мир звуков чрезвычайно разнообразен. Выделяют несколько групп звуков, имеющих общие черты и принципы восприятия: звуки природы, звуки техники (звуки технических объектов), звуки речи и звуки музыки.

Звуки природы включают в себя естественные звуки природы (гром, шелест деревьев, треск веток и т. д.) И звуки, издаваемые животными. Звуки в окружающей среде в первую очередь предоставляют нам информацию об окружающей среде. Звуки природы дают нам возможность ориентироваться в окружающем мире. Информация, содержащаяся в звуках природы, очень важна, даже если звуки не имеют коммуникативного значения.

Дети должны наблюдать и любоваться красотой лесов, полей и садов, видеть красоту отдельных явлений и объектов природы: воспринимать красоту звуков природы: шум ветра, шелест листвы, звон весенних капель, пение птиц.

Как естественные, так и технические звуки предоставляют информацию о расположении природных объектов и технических устройств в пространстве. Весь набор звуков в этих группах обеспечивает соответствующее представление о среде обитания человека и правильную ориентацию в пространстве.

Звуки речи составляют особую группу, поскольку несут коммуникативную нагрузку. Звуковой сигнал — один из основных носителей информации в межличностном общении. В ходе общественного развития человечества была разработана система языковых звуковых кодов, которую мы называем фонемой. Именно эта система объединяет звуки, воспринимаемые людьми, в сложную систему восприятия устной речи. Фонемы — это образцы звуков, которые придают смысл словам, которые вы слышите. Фонемы — сенсорные ориентиры слухового восприятия речи. Фонемы — это фонематические особенности, которые имеют определенное значение, например, в русских фонемах звонкость / глухота, твердость / мягкость. Овладение объективной фонематической системой — условие, которое организует человеческий слух и обеспечивает восприятие звуковой речи. Звуки речи отражают одновременно звуковые характеристики, которые выражают настроение говорящего, его отношение к полученной речи, его отношение к собеседнику. Интонация, громкость, характерные задержки, темп, логический акцент — все это лежит в основе эмоций, сопровождающих речь.

Другой объективной звуковой системой, созданной человечеством, является ритмико-мелодическая или музыкальная кодовая система. Ритмико-мелодическая система, управляющая музыкальным слухом, состоит из двух основных элементов. Один из них — отношение высоты звука к звуку, которое позволяет вам объединять звуки в аккорды и создавать последовательные серии мелодических отношений. Вторая составляющая — ритмические или просодические отношения, заключающиеся в правильной последовательности продолжительности отдельных звуков и интервалов между ними. Эти отношения помогают создавать сложные ритмические паттерны даже со звуками одинаковой частоты. Основная функция музыкального слуха — выделить важные высокоритмические отношения, синтезировать их в мелодические структуры, создать соответствующие звуковые паттерны, выражающие определенное эмоциональное состояние, и поддерживать эти ритмико-мелодические системы.

Бинауральный слух, то есть способность воспринимать звуки двумя ушами, позволяет с достаточной точностью определять местонахождение объектов в пространстве. Бинауральное восприятие улучшает распознавание одновременно звучащих объектов. Время звучания также важно для регулирования поведения. Динамическая, или временная, характеристика важна для формирования слуховых образов, потому что выражение звукового процесса во времени является специфической особенностью звука. Таким образом, создание пространственно-временных представлений тесно связано со способностью определять направление звука объекта, расстояние до него, продолжительность звука и регулирование поведения и ориентации в окружающем мире.

Влияние звука на эмоциональное состояние ребенка также связано с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают утомляемость, раздражительность. Шум мешает ребенку концентрироваться, вызывает депрессию, усталость и приводит к нарушению сна. Неожиданные и неизвестные звуки, в том числе слишком громкие, негативно влияют на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций.

Таким образом, восприятие звуков, речи и музыки, при котором слуховой анализатор поддерживается другими анализаторами (зрительным, тактильным, моторным, обонятельным), служит основным инструментом развития детской психики.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий