В пятилетнем возрасте ребенок вступает в особый период своей жизни — старший дошкольный возраст. Психологи называют это базовым, потому что в этот период закладывается 90 процентов качеств личности взрослого человека. Он уже отказывается от власти и полностью принимает мнение взрослых и продолжает активные процессы самоидентификации, начатые в течение трех лет. Младенцы развивают собственное мнение и взгляд на мир. Взрослым важно сблизиться с ребенком в этот период, чтобы поддерживать с ним эмоциональную связь и помочь им сделать первые шаги к взрослой жизни.
- Что умеет ребенок в 5–6 лет?
- 10 принципов развития ребенка 5–6 лет
- 1. Начинайте готовить ребенка к обучению
- 2. Формируйте навык концентрации внимания
- 3. Расширяйте кругозор ребенка
- 4. Тренируйте память
- 5. Следите за развитием речи
- 6. Начинайте учить чтению
- 7. Играйте в сюжетно-ролевые игры
- 8. Развивайте таланты ребенка
- 9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности
- 10. Подавайте детям хороший пример
Что умеет ребенок в 5–6 лет?
Здоровый малыш от пяти до шести лет:
Он хорошо развит физически: может менять темп и направление ходьбы или бега, ходит на пятках и носках, делает шаги, высоко поднимает колени. Он может выполнять с мячом различные манипуляции: ловить, бросать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе преодолевать препятствия. Может прыгать с небольшой высоты и заниматься спортом, соблюдая правила;
У него есть навыки самообслуживания: чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает одежду, спокойно сидит за столом;
Обладает социальными навыками: здоровается и прощается, благодарит и извиняется, взаимодействует с людьми, активно участвует в играх и познавательной деятельности со сверстниками, понимает указания взрослых и следует им;
Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры и цвета. Может целенаправленно запоминать, отслеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать и обобщать, считает до десяти и знает числа, решает простые задачи сложения и вычитания, знает дни недели и месяцы;
Развивает речь: использует все части речи, знает синонимы и антонимы, может добавлять суффиксы к словам, создает прилагательные из существительных, выделяет слова с одинаковым корнем, разделяет слова на слоги, произносит все звуки, может сочинять рассказ.
10 принципов развития ребенка 5–6 лет
Я один из родителей предлагает десять правил воспитания (https://www.ya-roditel.ru/parents/base/), которые помогут ребенку в возрасте от пяти до шести лет успешно преодолеть трудности этого этапа развития.
1. Начинайте готовить ребенка к обучению
С пятилетнего возраста ребенок может и хочет систематически учиться. Чтобы помочь вашему ребенку приспособиться к школе в будущем, постарайтесь организовать для него регулярные образовательные мероприятия. Это могут быть развивающие занятия с учителем, обучение грамоте и основным математическим навыкам или домашние занятия с родителями. К урокам не следует относиться так же серьезно, как к школьным — они проводятся в более легкой и увлекательной форме, но поощряют привычку к регулярному обучению и усвоению.
2. Формируйте навык концентрации внимания
Пяти- и шестилетнему ребенку все еще нужно много веселья, он не может в достаточной степени контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей — помочь своему ребенку развить способность постоянно и в игровой форме удерживать внимание на одной задаче, чтобы довести ее до конца.
3. Расширяйте кругозор ребенка
Доказано, что к пяти годам ребенок может запомнить как можно больше информации. Сейчас они начинают активно интересоваться окружающим миром. Взрослые должны поддерживать эти интересы: читать с ребенком энциклопедии об окружающем мире, посещать музеи и выставки, делиться своими знаниями.
4. Тренируйте память
Пока непроизвольная память вашего ребенка более функциональна, он будет помнить только то, что ему интересно. Также нужно тренировать непроизвольную память: учить стихи, рассказывать истории и играть в игры на память.
5. Следите за развитием речи
Родителям важно обращать внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь и может ли он четко выражать свои мысли. При возникновении проблем стоит посетить логопеда: сейчас самое время исправить нарушения речи. Проблемы лучше исправить до поступления в школу, чтобы они не вызывали трудностей в обучении и взаимодействии со сверстниками.
6. Начинайте учить чтению
Многие дети, которым помогли репетиторство, часто проявляют интерес к обучению чтению и письму. Вам нужно больше читать своему ребенку, выбирая яркие и интересные книги. При чтении следите за тем, чтобы ребенок мог видеть текст, проводя пальцем по линии или используя вкладку для чтения. Это устанавливает связь между звучанием слов и их написанием.
7. Играйте в сюжетно-ролевые игры
В возрасте пяти-шести лет ребенок начинает понимать правила игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает интенсивно развиваться воображение. Вот почему важно, чтобы веселье имело смысл. Если ребенок не ходит в детский сад, ему следует регулярно проводить время со сверстниками: сейчас ему особенно нужна компания ровесников и вместе, так называемые бесплатное развлечение.
8. Развивайте таланты ребенка
Старший дошкольный возраст — самый плодотворный возраст для рисования, музыки и строительства. Если вы еще этого не сделали, сейчас самое время выбрать кружок для вашего ребенка. Хорошо, если родители находят время для занятий дома: ребенок уже умеет ножницами резать, делать самостоятельные аппликации, рисовать и лепить.
9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности
С пяти до шести лет ваш ребенок готов к осмысленной работе. Вы должны постепенно приучать его к работе по дому и позволять ему заниматься своими делами по дому.
10. Подавайте детям хороший пример
Родители по-прежнему являются основным авторитетом для ребенка. В то же время у ребенка развивается способность анализировать и оценивать свое поведение и видеть специфику взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное родительское поведение и позитивные семейные отношения необходимы для полноценного развития и психического здоровья ребенка.