Свист и шипение не все дети могут сразу научиться. Дети с некоторыми дефектами речи даже заканчивают начальную школу, и если проблема не будет решена, дефект речи будет сохраняться во взрослой жизни. Даже один неверно произнесенный голос может вызвать множество логопедических проблем. Вот почему создание звука «S» — такая важная задача.
Обследование произношения звука «Ш»
Изучая произношение, специалист должен выяснить, как произносится тестируемый звук индивидуально, на словах, в речи. Для этого можно использовать фотографии с именами, содержащими букву «S». Важно, чтобы он занимал другое место и соединялся с другими звуками. Молодого студента просят произнести стихотворение со словом «ш».
Если ребенок не произносит четко выделенную «S» — ему следует сначала составить этот звук, а затем закрепить его произношение в речи. Если ребенок правильно произносит один звук и дефект наблюдается только на словах, работайте над закреплением его в речи.
Ознакомьтесь с правилами дома:
- Ребенок в спокойном состоянии повторяет правильные слова для одного из родителей. Вынужденное произношение этого звука часто искажается.
- Ребенок не раз произносит правильный звук. Иногда дети даже с дефектом могут имитировать правильные звуки, и нарушение сразу не замечается. Легче услышать неправильное произношение в словах, в которых буква «S» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует произнести такие слова: каштан, каштан, пунш, мундштук.
У одних детей проблема может быть преодолена на первых занятиях, в то время как другие борются с дефектом постепенно, постепенно, выбирая правильные задания и техники.
Возможные отклонения
При осмотре можно сделать вывод, что звук «ш» произносится неправильно. Хотя этот звук считается приглушенным, он должен произноситься четко и чисто.
- Язык ребенка слишком обнажен между зубами, из-за чего они издают хриплые звуки.
- Звук «S» издается, когда глубокая часть языка слишком выражена. Затем символ «Sh» заменяется на символ «X».
- При боковом достоинстве возникает «хлопок».
- Точечный паразигматизм — язык упирается в верхние резцы. В результате мы получаем «Т» вместо «Ш».
- Лингвистический паразигматизм — язык опирается на верхние резцы, образуя букву «F».
- S заменяется буквой S или свистящей паразигмой.
Важно рассказать ребенку, как следует располагать органы речи. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.
Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»
Правильное произношение звука [sz] возможно, когда зубы расположены максимально близко друг к другу, резцы расположены один над другим, губы округлой формы выдвинуты вперед, а язык имеет форму «ведра».
Методические рекомендации для родителей
Бывает, что родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Одни из-за финансовых трудностей, другие — по собственным убеждениям. Однако родителям необходимо знать, как научить ребенка произносить букву «сз».
Разминка для языка и губ
Самый эффективный и простой способ справиться с невысказанными звуками — упражнения на артикуляцию.
В него входят следующие упражнения:
- «Согревая руки» — его цель — научиться выпускать мощный поток воздуха. Ребенку нужны округлые губы, чтобы выдыхать в равных количествах, не надувая щеки.
- Практика непослушного языка помогает расслабить мышцы языка. Приставив язык к нижней губе, произнесите слог от 1-10, «пять-пять-пять», не приподнимая края языка вверх.
- Результатом должно стать укрепление язычных мышц и движение языка вверх. Кончик языка кладется на нижнюю губу, а к небу приклеивается небольшой кусочек ириски. Челюсть должна оставаться неподвижной, задействован только язык.
- Качать. Коснитесь кончиком языка верхних и нижних зубов.
- Лошадь. Чулок, как у лошади.
- Блин. Расслабленный язык на нижней губе.
- Кошечка. Ребенок должен дотянуться языком до носа.
- Обманывать. Улыбнитесь, откройте рот и приложите край языка к верхней губе, создав бороздку посередине, а затем выдуйте вату, которая находится на носу.
После разминки и выполнения этих упражнений вы можете сразу приступить к воспроизведению звука.
Упражнения для основного этапа
Основное упражнение для произнесения звука «S» — это прошептать букву «R» перед зеркалом. За это время необходимо с помощью шпателя прекратить колебания языка.
Открыв рот, вы можете переходить к произнесению звука, стиснув зубы. Нормальный звук «S» получается округлением губ.
Основной звук «Т» также произносится перед зеркалом. Затем произносится артикуляция с полуоткрытым ртом, так что кончик языка касается зубных луковиц, а не зубов. Т »в лунках произносится при выдохе.
Постановка и последующая автоматизация звука
Правильная артикуляция звука «S» развивается при выполнении упражнений. Но навык — это механический процесс, требующий времени для практики и закрепления. Ребенок может научиться произносить звук «ш» на первых уроках, а на последующих занятиях произношение переходит в шепот и свист.
Языковые игры и упражнения для «Sz» могут помочь автоматизировать этот звук:
- Я не могу найти лягушачьи уши.
- Маша шла по трассе и засасывала засуху.
Вы можете придумать любимую игрушку, интересное прозвище, используя «Sz». Например, «волчий хвост».
Потешки для детей помогут в развитии речи.
Вы можете попросить ребенка придумать уменьшительное слово. Например: зима — зима, пятно пятнистое, хозяйка — хозяйка, дядя — дядя, дедушка — дедушка.
Почему не шипит буква «Ш»
Причины неправильного произношения могут включать:
- Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Качество произношения зависит также от развития речевого аппарата.
- Длительное использование манекена. Это может вызвать искаженное свистящее и шипящее произношение.
- «Няня. Младенцы делают орфографические ошибки, повторяя за старшими.
- Повторение неправильного произношения для взрослых с дефектами речи.
- Плохая память, мышление и внимание.
- Нарушения речи (в некоторых случаях может развиться дислексия).
Если ребенок все еще не может произнести букву «сз» после домашних уроков, стоит обратиться к логопеду.
Когда надо обратиться к логопеду
Неправильное произношение и замена звуков у трехлетних детей отклонением от нормы не считается. Однако если в 2 года о ребенке не может быть и речи, стоит посетить специалиста. Только к 5 годам фонетический диапазон завершается. Произношение «S» происходит в возрасте от трех до пяти лет.
Расстройство произношения «sh» можно исправить, и его часто относительно легко устранить. Самое главное, чтобы уроки были регулярными и систематическими. Важно, чтобы маленький ученик сам захотел зафиксировать свою речь и правильно сформулировать «ш».
Дети и родители должны быть терпеливыми и настойчивыми на уроках. Если результаты плохие, стоит направить ребенка к логопеду. Логопед может извлечь звук «ш» из паттерна звука с помощью механического приспособления, зонда или шпателя.