Успешное развитие речи в детском саду чрезвычайно важно и определяет адаптацию ребенка к школе. Хорошо известно, что дети с нарушением речи с трудом учатся писать и читать в школе. Этим детям нужно вовремя помогать, чтобы они могли исправить свои дефекты речи к тому времени, когда они пойдут в школу.
При работе с детьми с нарушениями речи необходимо использовать самые разные методы и приемы. В настоящее время, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению орфографии фонем, исправление недостатков в лексико-грамматической структуре высказывания в виде РЕЧЕВОГО РИХОТА можно использовать как эффективный метод преодоления нарушений речи.
Это форма активной терапии, направленная на преодоление языковых расстройств путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словами и музыкой.
Почему ЛОГОРИТМИКА? Все вокруг нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, сердечный ритм и многие другие явления подчиняются определенному ритму. Каждое ритмичное движение активизирует человеческий мозг. Поэтому с раннего возраста рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме — упражнениям и ритмическим играм.
Логоритмические занятия — это методика, основанная на взаимосвязи между словами, музыкой и движением, включая пальчиковые, словесные, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения между этими компонентами могут быть разными, при этом преобладает один компонент.
Во время урока следует придерживаться основных педагогических принципов — последовательности, постепенного усложнения и повторения материала, ритмической структуры слова и четкого произнесения доступных звуков, обогащающих словарный запас детей.
Система логормической работы с дошкольниками имеет два направления: воздействие на невербальные и речевые процессы.
Основными целями логорфмической работы являются:
— Развитие слухового внимания и слуха фонем;
— развитие музыки, звука, тембра, динамического слуха, чувства ритма, диапазона певческого голоса;
— развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, паттернов пространственных движений;
— развитие способности к перевоплощению, выразительности и грации движений, а также способности распознавать природу музыки и согласовывать ее с движением;
— Развитие умения переходить из одной сферы деятельности в другую;
— Развитие моторики речи с целью формирования основ артикуляции звуков, физиологического и фонового дыхания;
— формирование и закрепление навыков правильного использования звуков в различных формах и типах речи, во всех ситуациях общения, развитие взаимосвязи звука и его музыкального образа, алфавитного обозначения;
— формирование, развитие и коррекция координации слуха, глаз и рук;
Класс Logorhmic, как и любой другой, должен отвечать определенным требованиям.
— Занятия логоритмикой проводят логопед с музыкальным руководителем один раз в неделю (желательно во второй половине дня).
— Желательно, чтобы занятия продолжались от 20 до 30 минут, в зависимости от возраста детей.
— Сессии логоритмики основаны на лексических темах.
— Содержание двигательного материала и речи варьируется в зависимости от уровня моторики и речи.
— Каждый урок имеет тематическую и увлекательную последовательность.
— В сюжете урока использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, а также русские народные сказки, подобранные в соответствии с возрастом ребенка и позволяющие решать корректирующие задания в игровой форме.
Урок логитомики должен содержать следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи в сопровождении движений рук. Развитие мелкой моторики, беглой и выразительной речи, слуховой и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с использованием музыкальных инструментов. Развитие речи, внимания и пространственной ориентации. Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокальные и артикуляционные упражнения. Укрепляют мышцы органов сочленения, развивают их подвижность.
Сборник певческих данных. Утверждения по автоматизации звукоизвлечения, фонопедические упражнения. Коррекция произношения, укрепление гортани и привитие способности дышать речью. Упражнения для развития мимических мышц. Коммуникационные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативного и образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самовосприятия. Соответствующие возрасту упражнения для развития мелкой моторики. Развитие опорно-двигательного аппарата и координационной сферы. Упражнения на развитие словарного запаса. Расширение активного словарного запаса детей.
Структура классов не всегда содержит все эти элементы. Порядок корректирующих работ должен варьироваться в зависимости от типа дефекта речи, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Логопедические упражнения рекомендуется выполнять в сидячем положении: это положение обеспечивает прямую осанку и общее расслабление мышц тела. Упражнения на артикуляцию должны включать статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторения одних и тех же упражнений зависит от типа и степени тяжести речевых нарушений. Детям, не владеющим артикуляционными навыками, следует оказывать адресную индивидуальную помощь.
Музыка имеет большое значение на занятиях логопедом, поэтому в этой работе важно тесное сотрудничество с музыкальным руководителем. Дети совершают движения под музыку в четком ритме, а логопед постоянно проверяет их правильность. Амплитуда и темп упражнений подстраиваются под динамику музыки. Пальчиковые игры и логопедические упражнения на занятиях логопедом также проводятся вместе с учителем музыки под музыкальное сопровождение. Основная цель этих игр — ритмичное исполнение стихотворения, согласованное с движениями.
Освоение упражнений выполняется поэтапно: сначала движения, затем тексты, затем все вместе. Освоение физической формы, разучивание стихов и песен с движением, пальчиковые игры следует проводить без излишней дидактики, ненавязчиво, в форме забавы.
При работе над дыханием особое внимание уделяется развитию у детей долгого ровного выдоха. Это хорошо развивает длительность выдоха и певческую интонацию речи. Здесь тоже нужна помощь музыкального менеджера. В занятия логоритмикой обязательно входят веселые и коммуникативные танцы. Обучение танцевальным движениям также осуществляется поэтапно. Большинство из них состоит из жестов и движений, выражающих доброту, открытое отношение людей друг к другу, что доставляет детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, реализуемый в танце, еще больше способствует развитию дружеских отношений между детьми и тем самым нормализует социальный климат в детской группе. Игры с выбором участников или приглашений позволяют привлекать малоподвижных детей. Выбирая игры, всегда следите за тем, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В танцах и коммуникативных играх нельзя судить о качестве движений, что позволяет ребенку расслабиться. Самое главное — слаженная работа всех этих элементов. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на уроках логоритмики необходимо развивать не только технику дыхания, голос, темп, но и их взаимосвязь, их гармонию. Сочетание речи, музыки и движения, помимо развития мускульного аппарата и голоса ребенка, помогает развивать эмоции ребенка, повышает его интерес к урокам, стимулирует его воображение и мышление. Еще одно преимущество логопедических занятий в том, что они проводятся в группе. Благодаря этому ребенок учится работать в группе детей, находит с ними общий язык и учится активно с ними взаимодействовать.
Необходимым условием достижения хороших результатов является сотрудничество всех учителей и родителей. Вы узнаете о репертуаре песен и танцев на уроках музыки. Педагог, логопед и психолог могут использовать пение, пальчиковые игры и динамические паузы во время уроков.Те же упражнения и игры можно предложить родителям в качестве рекомендации для домашнего подкрепления.
К подготовке занятий должны быть привлечены четыре специалиста.У каждого из них свой вид деятельности, но их цель — развитие и воспитание ребенка.Логопед составляет план урока, определяет лексическую тему, организует других специалистов и проводит урок.Учитель музыки подбирает музыку, рекомендует музыкальные и дидактические игры, упражнения, танцы, песни и участвует в уроках.Два дня воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стишки и движения.Во время занятий психолог проводит игры, развивающие мыслительные процессы (по лексической теме).Психолог также наблюдает за детьми и отношениями между ними и взрослыми.