Исследования физиологии головного мозга ребенка и наблюдение за детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах позволили определить взгляд на познавательный процесс.
Познание — сложное существо, в котором можно выделить как минимум два компонента, неразрывно связанных друг с другом.
Первый компонент включает информацию, которая состоит из индивидуальной информации, фактов, событий в нашем мире и психических процессов, необходимых для получения и обработки информации.
Другими словами, в него входят:
Что интересует ребенка, что он хочет исследовать из окружающего мира.
Как ребенок получает информацию: путь и средства познания.
Как ребенок обрабатывает информацию: что он с ней делает на разных возрастных этапах — систематизирует, собирает, забывает, систематизирует и т. Д.
Сама информация (информация, факты, жизненные события) никоим образом не рассматривается как самоцель, как знание ради знания. Информация рассматривается как средство развития процессов, навыков, способностей и способов познания, необходимых для когнитивного развития ребенка.
Вторая составляющая познания — это отношение человека к информации.
Неразрывность и взаимосвязь компонентов познания очевидна.
Таким образом, каждый человек, читает ли он книгу, смотрит телевизор, слушает научный доклад или просто идет по улице, всегда получает, соприкасается с той или иной информацией в той или иной форме. Получив информацию, человек против своей воли вырабатывает определенное отношение к информации, фактам и событиям, которые он понял. Понравилась книга или нет, программа была в восторге или разочаровании и т. Д. Другими словами, информация, достигнув человека, становится его собственностью, оставляет чувственный, эмоциональный след в душе, который мы называем «мироощущением».
Однако взрослые и дети по-разному относятся к тому, что они воспринимают.
Для взрослых важнее всего информация, а отношение — вторично. Взрослые могут выразить, определить отношение к чему-либо только тогда, когда у них есть знания, идеи и опыт по этому поводу. Например: «Как я могу выразить свое отношение к автору и его книге, если я ее не читал?»
Обратное верно для маленьких детей. Для них, как правило, первичны отношения, а вторична информация.
Другими словами, они всегда готовы узнать, что им нравится, и даже не хотят слышать о том, что для них плохо и отрицательно.
Эта специфика детей широко используется учителями в своей работе, чтобы обеспечить эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого нам сначала нужно создать у детей позитивное отношение к информации, которую мы хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, которая является основой, на которую легко накладываются знания.
Возраст 5-6 лет — самый старший дошкольный возраст. Это очень важный возраст в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать младшим возрастом, в котором закладываются многие аспекты личности ребенка и прорабатываются все аспекты формирования позиции «Я». Именно в возрасте 5-6 лет закладывается 90% личностных качеств ребенка. Это очень важный возраст, в котором мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок впитывает всю познавательную информацию, как губка. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он никогда не вспомнит в дальнейшей жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяя кругозор. Лучший способ получить только научную информацию — это читать детские энциклопедии, которые описывают вашему ребенку всю информацию об окружающем мире понятным, научным и доступным языком. Ребенок познакомится с космосом, древним миром, человеческим телом, животными и растениями, странами, изобретениями и многим другим.
Этот период называют чувствительным к развитию всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения. Чтобы развить все эти аспекты, игровой материал становится более сложным, становится логичным, интеллектуальным, где ребенок должен думать и рассуждать.
Играть в словесные игры хорошо, ведь ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в слове, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Складывание выкройки здесь является важным моментом, начиная с простых выкроек. Кубики, различные пазлы, мозаику следует расставлять по рисунку, ориентируясь на цвет, форму, размер.
Развивайте все анализаторы — наглядный, логический, вербальный — на разных логических досках. Все задания, построенные на основе жанров, тематическая классификация заставляют работать над вниманием, зрительным восприятием и мышлением ребенка. Например, игра «Четвертое расширение» — на картинках изображены различные объекты, такие как автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех элементов один является избыточным. Ваш ребенок должен подумать, выбрать лишний предмет и рассказать вам, почему он лишний. Следует также сказать по одному слову о трех других предметах (в нашем случае о пассажирском транспорте). И таких изображений может быть много, объединенных в группу по общему признаку. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию, а также объяснять и обосновывать свой выбор.
«Все в порядке». Серия иллюстраций, относящихся к той же теме, но не расположенных должным образом. Задача ребенка — определить, на какой из картинок рано или поздно показано, что произошло, — то есть привести их в порядок. Здесь ребенок должен воспринимать последовательность, следовать логической схеме и обосновывать.
«Кто более проницательный». Ребенку дается таблица с упражнением на запоминание, где он может рисовать предметы и их схематическое изображение — символы. Ребенку дается некоторое время, чтобы вспомнить, а затем он должен запомнить последовательность и воссоздать таблицу в том виде, в котором она должна быть. Вы также можете увидеть личный аспект ребенка дошкольного возраста в этих играх-головоломках. Правильно решив упражнение, ребенок счастлив, чувствует себя уверенно и хочет победить. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы, и задача родителей или психолога — развить в ребенке волю к победе. Вашему ребенку важно знать, что «Я могу это сделать».
В развитии детей 5-6 лет важнее всего их познавательное развитие и расширение кругозора. И все игры, нацеленные на это, дадут хорошие результаты. Не отвечайте односложно «да» или «нет». Подробно отвечайте ребенку, спрашивайте его мнение, заставляйте его думать и рассуждать. Почему сейчас зима? Докажите это. Почему бы тебе не развести костер в лесу? Обоснуйте это. У детей в голове много неосознанной информации, иногда они не могут ее собрать, разложить по полочкам. И задача взрослых помочь им в этом.
Важным показателем в 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и окружающим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, они могут давать личные качества своим сверстникам, замечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители по-прежнему подают пример своим детям. Если родители приносят положительную информацию, если ребенок чувствует себя хорошо, нет страха, обиды, беспокойства, то в него можно вложить любую информацию (личную и интеллектуальную). Позаботьтесь о психике своих детей.