Психологические особенности детей младшего школьного возраста

psihologicheskie osobennosti detej mladshego shkolnogo vozrasta Блог

И в детской, и в педагогической психологии одной из центральных проблем является проблема психологических особенностей младших школьников. Осведомленность и учет психологических особенностей детей в начальной школе позволяет правильно организовать воспитательную работу на уроках. Поэтому каждый должен знать об этих особенностях и учитывать их в своей работе и при контактах с младшими школьниками.

Возраст младшего школьного возраста — это возраст детей в возрасте 6-11 лет, которые посещают 1-4 классы начальной школы. Возрастные рамки и его психологические характеристики определяются системой образования, теорией психического развития, психологической периодизацией возраста (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский), принятой на данный период времени.

В настоящее время не существует единой теории, которая дала бы полную картину умственного развития ребенка в определенные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей было проанализировано несколько теорий, касающихся периодизации школьного возраста в начальной школе.

Л.С. Выготский основывал периодизацию психического развития ребенка на концепции ведущей деятельности. Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом этапе умственного развития. В то же время другие виды деятельности не исчезают — они существуют, но существуют параллельно и не являются центральными для умственного развития.

Психоаналитическая теория Фрейда объясняла развитие личности действием биологических факторов и опытом ранних семейных взаимодействий. Дети проходят 5 этапов умственного развития, каждый из которых фокусируется на определенной части тела. Возраст 6-12 лет соответствует латентной фазе. Таким образом, молодые учащиеся уже обладают всеми личностными качествами и вариантами ответов, которые они будут использовать на протяжении всей своей жизни. В латентный период взгляды, убеждения и мировоззрение ребенка «шлифуются» и консолидируются. Предполагается, что в этот период половой инстинкт находится в спящем состоянии.

Согласно теории познания (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит четыре великих периода:

1) сенсомоторный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;

2) дооперационный (2-7 лет);

3) период конкретного мышления (7 — 11 лет);

4) период формально-логического и абстрактного мышления (11-12-18 и далее)

Согласно Пиаже, третья стадия умственного развития, период конкретного мышления, приходится на возраст от 7 до 11 лет. Мышление ребенка ограничено проблемами, связанными с конкретными объектами реального мира.

Начало школьного образования знаменует переход от игровой деятельности к учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются крупные психологические новообразования. Таким образом, посещение школы имеет большое значение в жизни ребенка. Весь его образ жизни, его социальное положение в коллективе и в семье стремительно меняется. Основным и ведущим видом деятельности становится обучение, важнейшим долгом — обязанность учиться, приобретать знания. Это серьезная работа, требующая организации, дисциплины и добровольных усилий ребенка.

Особенности мышления. Средний школьный возраст имеет большое значение для развития основных видов деятельности и техник мышления: сравнения, выбора существенных и нерелевантных характеристик, обобщения, определения концепции, выбора следствий и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготски, В.В. Давидов). Отсутствие полноценной умственной деятельности приводит к тому, что знания, приобретаемые ребенком, фрагментарны, а иногда и просто ошибочны. Это серьезно усложняет процесс обучения и снижает его эффективность (Акимова М.К., Козлова В.Т., Мухина В.С.).

В.В. Д.В. Эльконин, И. Дубровина, Н.Ф. Талызин и Л. Выготский писал, что в период начальной школы мышление, особенно словесно-логическое, развивается наиболее активно. Это означает, что мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Особенности восприятия. Развитие индивидуальных психических процессов происходит на протяжении всего периода начальной школы. Дети приходят в школу с развитыми процессами восприятия (развиты простые типы восприятия: размер, форма, цвет). Развитие восприятия у младших школьников не прекращается и становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Объем внимания. Относительная слабость волевого внимания и его низкая устойчивость — отличительные черты возраста младших школьников. Непроизвольное внимание гораздо лучше развито у младших школьников. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво удерживать внимание на необходимых, и не только внешне привлекательных, предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами деятельности. Поэтому разумно ставить обучающие задания таким образом, чтобы ребенок, выполняя свою деятельность, мог и должен подражать работе коллег.

Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от их понимания сути задания и от владения соответствующими способами и методами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти по мере их развития в процессе обучения различно. В первом классе эффективность непроизвольной памяти выше, чем у произвольной, потому что у детей еще не выработаны специальные техники осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере того, как мы разрабатываем методы осмысленного вспоминания и самоконтроля, произвольная память второклассников и третьеклассников часто становится более продуктивной, чем непроизвольная память.

Воображение. Систематическая образовательная деятельность помогает детям развивать такие важные умственные способности, как воображение. Развитие воображения проходит два основных этапа. Изначально восстановленные изображения в значительной степени характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Построение этих изображений требует словесного или графического описания. По окончании 2-го, а затем 3-го классов начинается второй этап, чему способствует значительное увеличение количества функций и свойств в изображениях.

Как и в случае с другими психическими процессами, общий характер детских эмоций меняется в контексте их учебной деятельности. Учебная деятельность связана с системой жестких требований к взаимодействию, сознательной дисциплиной, свободой внимания и памяти. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. В младшем школьном возрасте наблюдается усиление сдержанности и осознания эмоций, а также повышение сопротивления эмоциональным состояниям.

Младший средний школьный возраст — это период накопления и усвоения знаний, период получения знаний по большей части. В этом возрасте имитация множества высказываний и действий — необходимое условие интеллектуального развития. Особая внушаемость, восприимчивость к впечатлениям, направление мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста на повторение, внутреннее принятие, создание соответствующих условий для развития и обогащения психики. Эти свойства в большинстве случаев являются их положительной стороной, и в этом уникальная особенность этого века. Таким образом, начало обучения в школе способствует развитию необходимости узнавать и учиться, а также развивать чувство идентичности.

Использованная литература:

1. В.С. Мухина, Психология возраста. — 4-е изд., — М .: Academia, 1999. — 456 с.

2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки умственного развития ребенка. Дошкольный и неполный средний школьный возраст. — СПб .: Речь, 2010. — 385 с.

3) Л.С. Выготский, Психология развития человека. — Москва: Эксмо, 2005. — 1136 с.

4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М .: Педагогика, 1989. — 560 с.

5. П.П. Блонский, Психология младших школьников. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 575с.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий