Сказка как средство развития речи дошкольников

skazka kak sredstvo razvitiya rechi doshkolnikov Блог

Сказка во многом является благодатным материалом для развития ребенка. Его легко понять по форме и содержанию, он формирует понимание добра и зла и имеет терапевтическую функцию. Сказки представляют большой интерес как средство развития речи дошкольников, потому что их можно слушать, рассказывать, дополнять и разыгрывать.

Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников

Сказка появляется в жизни ребенка прежде всего как художественное произведение. От простейших сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.), Ребенок переходит к прослушиванию более сложных и полных впечатлений рассказов.

Вы слышите много новых слов, незнакомых малышу. Но они представлены в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. А дети попадают в ловушку и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания любимых героев, запоминает различные речитативы и художественные фразы, так часто используемые в текстах сказок. Даже трехлетний ребенок склонен повторять: «В далеком царстве …», «хороший человек грустит», «нечего рассказывать, нет ручки, чтобы описывать».

Увлекательные и волшебные рассказы в дошкольных учреждениях не преподносятся из-за развитости речи. Однако влияние сказок на развитие детской речи происходит с самого начала их применения. Сказка как-то пассивно играет важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка;
  • предоставляет готовые вымышленные фразы и метафоры;
  • показывает пример составления разных предложений;
  • естественным образом знакомит с основами грамматики.

Чуть позже проявляется активная роль сказки по отношению к развитию речи. Дети начинают рассказывать отрывки, которые произвели на них особое впечатление, рассказывать о действиях героев, придумывать свою версию иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для развития связной речи у дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Слушая рассказ, ребенок ставит себя на место главного героя. Еще до старшего дошкольного возраста воображение ребенка переносит его в мир фантазий, и только после 6 лет ребенок играет роль слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

Дошкольник может бессознательно участвовать в приключениях рассказчика историй или сознательно называть себя сказочными персонажами. Но в любом случае картинки помогают ребенку запомнить целые фрагменты увлекательного текста, потом рассказать им о них, а также использовать их для придумывания собственных историй.

Творческое воображение помогает детям соединять кусочки разных историй. В одном рассказе фигура была впечатляющей, в другом — магическим действием, а в третьем — запоминающимся рифмованным заклинанием. И вот детское воображение рождает новый продукт. Дети пытаются мотивировать действия своих героев, придумывают объяснения их действиям.

Пересказ

Даже 4-летние дети могут частично рассказать услышанную сказку. Может быть, они пропускают много мероприятий, но определенно используют самые запоминающиеся словосочетания. Основные моменты также включены в их рассказ, сохраняя при этом логику событий. Даже такое поверхностное повествование способствует развитию речи к 3–4 годам.

Рассказывая историю, ребенок постепенно усваивает принцип причины и следствия и учится выстраивать логически последовательные сообщения.

Пятилетние дети исправляют неточности, когда взрослые рассказывают историю своими словами. У них есть прямые эмоциональные отношения с персонажами и событиями, которые они описывают. Их понимание основано на сочувствии к персонажам. Услышав новое повествование, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют, чтобы взрослый рассказчик строго придерживался текста.

В своем собственном рассказе дети среднего возраста передают содержание рассказа целиком, исключая только эпизоды, которые они не считают важными. Ключевые повороты помогают вашему ребенку логически построить историю, но их может быть недостаточно. Чтобы повествование было более связным, дошкольнику следует задать наводящие вопросы:

  • Куда пропал главный герой?
  • Кто был первым на этом пути?
  • Какие магические предметы были у героя?
  • Что помогло ему победить?
  • Что нужно помнить герою?

Когда ребенок слышит заданный вопрос, он сразу запоминает детали. Однако полные ответы способствуют активному развитию связных утверждений, поэтому важно побуждать дошкольника давать подробные объяснения.

Сочинение сказочных историй

Эссе — действенный метод развития речи. Но это сложно. С такими задачами справляются далеко не все дети старшего возраста, не говоря уже о дошкольниках. Тем не менее, «сочинять истории» можно и с детьми младшего возраста.

Для младших дошкольников атрибуты, являющиеся героями сказки, обязательны. Следует максимально активизировать визуальное и образное мышление. Только взяв игрушку в руки, ребенок может начать: «Жил-был медведь / котенок …». Тогда Медведь сможет построить дом, который не построят без помощи его друзей. Кролик может выращивать морковь, поливая живую воду и т. д.

Четырехлетние дети могут сочинять короткие рассказы, если взрослые дадут им дополнительные идеи. Самое ценное, что ребенок способен усвоить намек и сформулировать законченное предложение, которое соответствует смыслу создаваемого рассказа. «Зайчик хочет посадить дерево … чтобы на нем росли золотые яблоки … Для этого дерево нужно полить волшебной водой.

В сочинении важна не законченная история, а процесс ее создания и составления содержательных предложений.

5-летние дети могут самостоятельно составить сказку, если им подарить несколько сюжетных картинок. При создании своих сказок дети берут за основу известные им мотивы из известных им сказок. Они очаровывают и накладывают заклинания, затем придумывают задачи, которые нужно выполнить за ночь, а затем рассказывают о магии отдельных предметов.

Старшие дошкольники справляются с более сложными задачами. Например, вы можете попросить ребенка придумать главного героя и придумать о нем сказку по основным элементам:

  • герой нарушил запрет;
  • получает задание исправить то, что произошло;
  • уход героя;
  • волшебные открытия;
  • испытания в пути;
  • победа над злым противником;
  • вернуться домой.

Это элементы дизайна, которые используются во многих сказках. Дошкольники придумывают собственные истории по аналогии. Сходство с известными произведениями помогает автору больше внимания уделять звуку, словесному выражению содержания.

Использование формата сказки для развития речи дошкольников

Сказка также может служить привычным форматом для целевых речевых упражнений. Вы можете придумать упражнения для составления предложений или поиграть со словами и буквами в контексте сказки.

1) Например, интересно сформировать волшебный поезд, который запускается только при выполнении какого-либо важного условия. Условие — в каждой машине найдется подходящий пассажир. Типы матчей могут быть разные:

  • Кто скажет, в какие необычные места они собираются.
  • Если он произнесет волшебные слова, дверь машины откроется.
  • Кто скажет, какие подарки привезут друзьям из сказочной страны.

2) Восприятие алфавитного и звукового состава слов будет поддерживаться встраиванием персонажей из сказок в Теремоку. Предложите старшему дошкольнику отчитаться по Медведю, Зайцу, Коту, Лисе, Мыши и Ежику, чтобы персонаж с наибольшим количеством букв в имени жил на первом этаже Башни, а персонаж с постепенно уменьшающимся количеством букв — над ним. . Карась, окуня, щуку и сома лучше селиться в подводном Теремоку, а других обитателей — в черничном Теремоку.

Такие игры со сказочным контекстом представляют собой знакомую среду, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, делают успехи в анализе букв и звуков и учатся выражать свои мысли понятным языком.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий