В современной педагогической деятельности все большую популярность приобретают уникальные методы гармоничного развития ребенка путем формирования эмоциональной, волевой и познавательной сфер. Одним из основных инструментов является арт-терапия как метод коррекции эмоционального состояния. Корректирующие занятия с применением искусства в лечебно-профилактических целях — лучший способ стимулировать формирование ребенка в соответствии с его возможностями.
Педагогическая практика многих специалистов показывает, что в последнее время детей с нестабильной психикой отправляют в учреждения и школы. Дети с ограниченными возможностями не всегда получают достаточно любви, тепла и внимания со стороны своих семей из-за высокой занятости их родителей. Это часто влияет на их психоэмоциональное состояние, а следовательно, способствует формированию отрицательных черт характера.
Самый эффективный метод — это комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик, в том числе арт-терапии в работе с детьми-инвалидами. Последнее — о коррекции психоэмоционального состояния путем выполнения различных творческих заданий. Представленная методика с использованием интерактивных инструментов оказалась эффективной в случае эмоциональных проблем и личностного развития, таких как аутизм, умственная отсталость, речевые и двигательные нарушения.
Механизм действия арт-терапии при ОВЗ
В период различных расстройств и обострения психоэмоциональных состояний техники арт-терапии могут воздействовать на полушарие головного мозга посредством различных движений, образов, звуков и ритмов. Все это помогает в формировании здорового образа внутри мозга, что, в свою очередь, влияет на его функционирование, восстанавливая и балансируя. Нежный пошаговый метод, используя художественную и творческую деятельность, позволяет добиться желаемого результата.
Виды арт-терапии в работе с детьми-инвалидами
- Библиотечное дело. Это чтение детям с личными и эмоциональными проблемами различных изданий, одобренных программой ФГОС. Профессиональная литература ориентирована на щадящую коррекцию детей с различными психическими расстройствами;
- Сказочная терапия. Прослушивание и участие в ролевой сказке помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние, развивать речь, внимание и память. Часто занятия арт-терапией с детьми-инвалидами проводятся с использованием интерактивных устройств. Слушая его речь, ребенок размышляет, учится говорить о своих чувствах и развивает коммуникативные навыки;
- Песочная пластическая терапия. В педагогической практике наиболее эффективными считаются занятия с песком. Ведь они дарят ребенку много новых, положительных эмоций. Для ребенка это прекрасная возможность выразить себя, поделиться своими эмоциями и переживаниями. Рисование песком в рамках арт-терапии на специальном световом столике успокаивает воображение ребенка и стимулирует его фантазию. Инновационное оборудование в сочетании с программным обеспечением позволяет достичь желаемых результатов с наименьшими усилиями;
- Изотерапия. Рисование мелками или фломастерами позволяет ребенку отразить свой внутренний мир и переживания. Это помогает избавиться от негативных эмоций. Уникальным устройством в этом отношении является 3D-ручка, которая помогает создавать объемные, яркие и красивые изображения, доставляя ребенку много новых и положительных эмоций.
Сегодня доступно множество различных техник арт-терапии. В частных образовательных организациях часто используются нетрадиционные методики работы с детьми-инвалидами. Они обеспечивают безболезненную коррекцию психоэмоционального состояния, способствуют формированию ассоциативного и образного мышления, помогают разблокировать замкнутые системы восприятия.
Преимущества использования в арт терапии интерактивных систем
- Позволяет добиться здоровой реакции на сложившуюся ситуацию;
- Создавать условия, способствующие выражению собственных переживаний и чувств;
- Помощь в преодолении коммуникационных барьеров и облегчении психического дискомфорта;
- Повышение эмоциональной устойчивости и содействие саморазвитию личности ребенка;
- Помогите повысить уверенность в себе и обрести чувство социальной значимости для других.
Положительная динамика арт-терапии доказывает, что искусство и творческая деятельность — лучший способ снять внутреннее напряжение и агрессию.Помогает максимально безболезненно восстановить жизненные ресурсы детей с различными формами инвалидности.