Для младших школьников игра остается доминирующим видом деятельности. Им все еще проще и интереснее познавать мир, получать новые знания, заниматься культурой и заниматься спортом в форме развлечения. В отличие от педагогической деятельности творческие задания строятся на импровизации и эмоциях. Они не подчиняются готовым правилам, их суть — интеллектуальное, психологическое и художественное развитие через свободное самовыражение.
Виды творческих игр у детей 7 – 11 лет
Креативные игры для школьников делятся на несколько групп:
- Ролевые игры. В них ребенок пытается изобразить окружающую действительность, воссоздать увиденный сценарий или придумать свой, сыграть определенную роль. Это всевозможные домашние сцены (семья), ситуации из жизни детей (школа), профессиональные темы (врач — пациент), характерные для возраста 7-9 лет. В то время атрибуты для детей важнее, чем правдоподобие вымышленных произведений.
- Театральная деятельность. Это вариант ролевой игры для детей 10-11 лет и старше, с преобладанием жизненных ситуаций, проявлением личностных качеств. За основу взяты героико-романтические сценарии, сцены из книг, фильмов, концепции телепрограмм.
- Интеллектуальные творческие игры: словесные, математические, логические, загадки, викторины, шарады и др.
- Техническое творчество. Первоклассники развивают свое техническое мышление: строительство, моделирование, механика, строительство, исследования и открытия занимают их больше, чем обычные занятия, такие как рисование и моделирование. Пиковый возраст дизайнеров — 9-10 лет, потом интерес снижается.
- Творческое развитие. Живопись, лепка, резьба и рукоделие по-прежнему важны для умственного и умственного развития ребенка. С этой точки зрения приложение является приоритетной частью учебной и внеклассной программы на рабочем месте.
- Музыкальные игры: пение, импровизация, игра на инструментах, ритмические движения, составление мелодий на предложенную тему сочетают творческий процесс с эстетическими и эмоциональными переживаниями.
Креативные игры для детей могут иметь форму:
- индивидуальная деятельность (строительство, рисование);
- игры в парах (совместное творчество с другом, с родителями, с братом или сестрой)
- Групповые занятия (интеллектуальные игры, игры, кукольный театр и др.)
Творческие игры для младших школьников
Простая логопедия и развивающие занятия — это разносторонние творческие игры для детей. Они подходят для всех возрастов и могут быть использованы для развлечения вашего ребенка в любое время и в любом месте или для интеллектуального развлечения всего класса.
Творческая игра «Любимая буква»
Для этой игры вам понадобятся листы бумаги с буквами, сложенные в конверт. Первый ребенок достает карточку и говорит, какая на ней буква. Теперь это его «любимая» буква, и все слова, которые он произносит, должны начинаться с нее. Задача остальных детей и взрослых — задать вопросы, на которые участник ответит только «разрешенными» словами.
Пример на букву «А»:
- Как твое имя? — Аня.
- Где вы живете? — Африка.
- Какая ваша любимая еда? — Ананас.
- Ваша любимая книга? — Айболит.
Игра должна вестись быстро. Ребенок, который ошибается или не решается считать «1-2-3», уступает место другому игроку. Эти занятия развивают интеллект, память и чувство юмора.
Творческая игра «Дорисуй»
Игра стимулирует творческое мышление, интуицию, воображение и память. Необходимый инвентарь — бумага и ручка. В проекте может принять участие любое количество участников.
Инструктору поручают нарисовать часть геометрической фигуры, простой предмет или игрушку, а ребенку — завершить рисунок. Например, взрослый рисует 2 стороны прямоугольника или 2 стороны куба, а дети должны рисовать все стороны. Следует помнить, что развивающие творческие игры должны быть адаптированы к возрасту участников: сложные задания, например параллелограммы, можно давать детям, которые уже знают геометрию.
Творческая игра «Мелофон»
Музыкальная игра для группы из нескольких детей развивает навыки слушания и наблюдения. Для выполнения задания необходимо несколько стаканов, наполненных водой на разных уровнях:
- пустой;
- четверть;
- половина;
- три четверти;
- полный.
Ведущий постукивает ложкой по стаканам, давая детям возможность услышать и запомнить, как каждый из них звучит. Один игрок оборачивается, а другой чокается одним из стаканов. Задача угадать, какой именно. Победителем становится участник, слушание которого было неудачным наименьшее количество раз.
Творческие игры в развитии детей
Творческие игры для детей способствуют всестороннему и гармоничному развитию юных школьников:
- с психологической точки зрения — ребенок проявляет эмоции и свободно выражает себя;
- С интеллектуальной точки зрения — формируются мышление, восприятие, речь, воображение и память;
- Полезность игр: появляются новые навыки и опыт работы с различными материалами;
- Воспитательный аспект — дисциплина, рабочие навыки, умение работать в команде;
- В художественной сфере — признание способностей, интересов и поощрение творчества.
Готовность играть в любое время и в любом месте не является препятствием в обучении и воспитании. Задача взрослых — не дать играм идти своим чередом: организовать, направить и дать им творческое направление, и каждое занятие будет служить развитию детей.