Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника. Задачи родителей в поддержке эмоционального развития

emocionalnoe razvitie rebenka doshkolnika zadachi roditelej v podderzhke emocionalnogo razvitiya Блог

Эмоциональное развитие ребенка от младенчества до подросткового возраста проходит в несколько этапов, во время которых ребенок подвергается все большему и большему количеству эмоций и учится справляться с ними.

Однако наиболее глубокое эмоциональное развитие происходит в дошкольном возрасте: освоив материальный мир (мир вещей), ребенок начинает постигать мир душевный — мир чувств и отношений.

Возраст 4-5 лет — самый «деликатный» и психически чувствительный возраст — в этом возрасте чаще всего начинаются все детские неврозы (тики, заикание, энурез, фобии, психосоматические заболевания).

В младенчестве у детей нет разных эмоций, всего два состояния:

  • покой / удовлетворение, удовольствие;
  • отдых / беспокойство / удовлетворенность.

В раннем возрасте (1-3 года) эмоции начинают дифференцироваться, т.е. они разделяются: переживание отдыха делится на чувства радости, удивления, любопытства и т. Д. Переживание страха также различается на: гнев, страх.

Здесь я хотел бы подчеркнуть, что эмоции не являются ни хорошими, ни плохими, а гнев и страх не возникают у ребенка из-за того, что его родители сделали что-то не так. Все эмоции необходимы человеку, и все они имеют свое место в мире.

Задача родителей — научить детей контролировать свои эмоции.

А чтобы ребенок (или взрослый) справлялся с эмоциями, он должен уметь

  • осознавать их;
  • выразите их приемлемым способом (поместите в мир).

В этом случае человек может контролировать эмоции, а он не будет их контролировать.

Учимся осознавать эмоции

Чтобы ребенок научился осознавать, через что он проходит, родители называют его эмоции и маркируют. Каждый из вас, я думаю, наблюдал за ситуацией общения матери с маленьким ребенком, и каждый из вас, должно быть, имел такой опыт. Пример: на улице громко лает собака — ребенок трясется и плачет. Мама: О мой мальчик боится бешеной собаки! Дай мне тебя пожалеть! Это означает, что мать сначала сигнализирует ребенку о том, что с ним произошло. Для ребенка то, что случилось внезапно, плохо — мама неправильно выражается. И если каждый раз, когда ребенок пугается, мама указывает на это чувство — через какое-то время она научится различать эти чувства, и через год она скажет маме в ситуации страха: «Я боялась, я боялась. «. Это тот же механизм обучения, что и, например, в науке об объектах мира: ребенку 10 раз говорят, что это мяч, и теперь он может распознать этот мяч среди других объектов.

То же самое и с другими эмоциями: радость (ребенок плещется в ванне и радостно мычит, мама — наш сын плавает, ему нравится купаться, купаться весело), ​​гнев (ох, как злится наш сын).

Учимся выражать эмоции

Эмоции нужно выражать. Удерживать эмоции — плохо (это ведет к невротической личности). Их сдерживание означает, что мы больше не контролируем свое поведение сознательно — это наши эмоции, которые контролируют его.

Вырастить ребенка — значит научить его контролировать свои эмоции; К сожалению, в нашей культуре более распространено учить ребенка контролировать свои эмоции: не кричать! не плачь! успокойся немедленно! не делай себе больно! не борись! не злись!

Для малышей (до 5 лет) разница между тем, когда ребенку разрешено испытывать эмоции, а когда нет, очень очевидна:

Ребенок бежал, падал, шлепал, боялся, плакал, искал маму.

Варианты поведения мамы:

  • Мама сразу подошла, помогла ей встать, взяла на руки, прокомментировала: ты упал, ты ударил себя, тебе больно, она пожалела синяк, сказала, как больно, сколько ты себя ударил. Как правило, если ребенок не получил серьезных травм, в течение 1-2 минут он слезает с материнских колен и продолжает свой путь с радостной улыбкой на лице.
  • Мама вообще не пришла — сделай сам;
  • Мама подошла, но вместо того, чтобы пожалеть, закричала — вставай скорее / ты в порядке / сколько раз я тебе говорила не бегать вот так / это твоя вина / я тебя предупреждала, а то она тебя шлепнет спина. В этом случае ребенок начинает плакать еще больше или перестал плакать, но он будет разбит и рыдать. И радостная улыбка не будет быстро вернуться к своему лицу и не захочет спешить.

Каково главное различие между этими версиями материнского поведения?

Разница в том, что в первом варианте мать позволила своему ребенку испытать и иметь дело с эмоциями, то есть она их содержала.

Закрытие является сроком для принятия и защиты чувств другого человека, с которыми он не может иметь дело со своим собственным эмоциональным ответом на эти чувства.

Контейнеризация чувств ребенка родителями дает ребенку, что:

— Нет ничего плохого в моих чувствах;

— Я могу иметь все виды чувств;

— Мои чувства ничего не разрушают;

— Я могу с ними разобраться.

Если родители могут справиться с чувствами ребенка (будь то страх, гнев и т. Д.), Это позже будет ребенком, чтобы иметь дело с ними в покое.

Взрослые (или они должны быть) способны освоить свои чувства. (Это не то, что мы прыгаем с кулаками для кого-либо, чтобы злиться.) Однако есть также ситуации, в которых взрослые нужны контейнер, когда они не могут иметь дело с собой (например, некоторые трудные переживания, траурные).

Дети не могут сделать это в одиночку, поэтому родители должны помочь им:

Грусть, боль — мы должны заплатить;

гнев, агрессия — устно или физически (плакать, бой);

Страх — ухудшить страх, дать безопасность и способность защищать;

Интерес, любопытство — дайте возможность удовлетворить.

Идентификация и остановка чувств ребенка — это основные родительские задачи в эмоциональном развитии ребенка.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий