По последним статистическим данным, только около 15% новорожденных в нашей стране рождаются полностью здоровыми. Остальные имеют различные микробные изменения или выраженные патологии. Значительно увеличилось количество детей с различными нарушениями речи. Не вдаваясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи влияют на формирование личности детей, в той или иной степени влияют на их физическое и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве скорость речевого развития намного выше, чем в более поздние годы жизни. Если нормальный словарный запас ребенка к концу первого года жизни составляет 8-10 слов, то к трехлетнему возрасту — до 1000 слов.
На третьем году жизни речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарный запас, качественно улучшается умение строить предложения, улучшается звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции. Вот почему так важно мотивировать ребенка к использованию речи, играя с ним, разговаривая с ним, рассказывая сказки, проводя занятия по логоритмике … (это форма активной терапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития двигательная сфера ребенка в сочетании со словами и музыкой).
Почему — ЛОГОРИТМИКА? Все вокруг нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, сердечный ритм и многие другие явления подчиняются определенному ритму. Каждое ритмичное движение активизирует человеческий мозг. Поэтому с раннего возраста рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме — упражнениям и ритмическим играм.
Логоритмические занятия — это методика, основанная на взаимосвязи между словами, музыкой и движением, включая игры с пальцами, словесные, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения между этими компонентами могут быть разными, при этом преобладает один компонент.
На уроках соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторение материала, вырабатывается ритмическая структура слова, четкое произношение доступных звуков, обогащается словарный запас детей.
Систему логорфмической работы с дошкольниками можно разделить на два направления: влияние на невербальные и речевые процессы.
Основными целями логорфмической работы являются:
— Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
— развитие музыки, звука, тембра, динамического слуха, чувства ритма и певческого диапазона голоса;
— развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, паттернов пространственных движений;
— развитие способности к перевоплощению, выразительности и грации движений, а также способности распознавать природу музыки и согласовывать ее с движением;
— Развитие умения переходить из одной сферы деятельности в другую;
— Развитие моторики речи с целью формирования основ артикуляции звуков, физиологического и фонового дыхания;
— формирование и закрепление навыков правильного использования звуков в различных формах и типах речи, во всех ситуациях общения, развитие взаимосвязи звука и его музыкального образа, алфавитного обозначения;
— формирование, развитие и коррекция координации слуха, глаз и рук;
К логоритмическому классу, как и к любому другому классу, предъявляются определенные требования.
— Занятия логоритмикой проводят логопед с музыкальным руководителем один раз в неделю (желательно во второй половине дня).
— Желательно, чтобы занятия длились от 20 до 35 минут, в зависимости от возраста детей.
— Сессии логоритмики основаны на лексических темах.
— Содержание двигательного материала и речи варьируется в зависимости от уровня моторики и речи.
— Каждый урок тематически и весело интегрирован.
— В сюжете урока использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, подобранные по возрасту детей и позволяющие в увлекательной игровой форме решать задания на коррекцию.
Логопедический сеанс включает в себя следующие элементы:
— Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики
— Игра на музыкальных инструментах — Логопедия (артикуляционная гимнастика)
— Правописание слов, фонопедические упражнения
— Упражнения, развивающие общую моторику.
Самое главное при проведении логарифмических занятий — слаженная работа всех этих элементов. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Еще одно преимущество логопедических занятий — это групповые занятия. Благодаря этому ребенок учится работать в группе детей, находит с ними общий язык и учится активно с ними взаимодействовать.
Предпосылкой для хороших результатов является совместная работа всех учителей и родителей. Вы узнаете о репертуаре песен и танцев на уроках музыки. Педагог, логопед и психолог могут использовать пение, пальчиковые игры и динамические паузы во время уроков. Эти упражнения и игры также можно рекомендовать родителям в качестве рекомендаций для укрепления здоровья в домашних условиях.
Логопедический ритм полезен всем детям, у которых есть проблемы с формированием речевых функций, включая задержку речевого развития, нарушения речи, заикание и т. д. Логопедический ритм очень важен для детей с т.н. негативизм речи, поскольку занятия формируют положительное эмоциональное отношение к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.
Именно поэтому LOGORITHMIC становится мощным инструментом для развития речи маленьких детей!