Психологические основы дошкольной педагогики

psihologicheskie osnovy doshkolnoj pedagogiki Блог

Дошкольное образование — это область педагогики, изучающая закономерности воспитания, развития и основные формы обучения детей от рождения до поступления в школу.

Проблемы реального воплощения психологических теорий в дошкольную педагогику

Психологические основы дошкольной педагогики представлены трудами таких ученых, как Л.С. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин и др. Каждый из них внес весомый вклад в демонстрацию важности психологических основ дошкольного образования и психологических особенностей дошкольников.

Однако в настоящее время большинство идей, предложенных этими исследователями, не находят отражения в дошкольном образовании, а остаются на уровне идей и мыслей.

Современная дошкольная педагогика как в теории, так и на практике основана на психологии. Об этом свидетельствует большое количество психологических терминов, таких как «зона непосредственного развития», «ведущая деятельность» и т. д. Однако в действительности их применение на практике сталкивается с рядом проблем.

Например, очень легко сказать, что полное развитие ребенка происходит эффективно через игру, и довольно сложно действительно научиться через игру.

Для решения этих задач используются некоторые методологические и теоретические основы психологии, которые составляют основу воспитания и обучения дошкольников и неразрывно связаны с этим возрастом.

По этой причине многие специалисты все чаще говорят о необходимости более комплексного и углубленного использования знаний и методов психологии в практике дошкольного образования. Поэтому в последнее время многие дошкольные учреждения начали пользоваться услугами психологов, а университеты, готовящие специалистов, начали готовить психологов для работы в дошкольных учреждениях. Однако, как показывает практика, деятельность психолога в детских садах не всегда повышает уровень образования. Это связано с тем, что иногда психологи, педагоги и директора дошкольных учреждений не всегда точно знают, в чем заключается их функция в организации полноценного и качественного развития детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, психологические основы дошкольного образования представляют собой определенные знания, методы, идеи и т. д., Которые педагогика заимствует у психологии.

Роль психологии в дошкольной педагогике

Роль психологии в дошкольном образовании связана со многими противоречиями, прежде всего потому, что и педагогика, и психология — процессы наравне с ребенком.

Дошкольное образование направлено на подготовку полноправных членов современного общества. Таким образом, с педагогической точки зрения педагог является членом общества, социальный статус которого имеет особое психологическое значение.

Таким образом, педагог — это не только человек, который передает знания детям, но и действует по отношению к ним в определенной социальной роли.

В отличие от педагога, психолог в дошкольном образовании представляет не общество, а отдельного ребенка. Психолог знает закономерности становления и развития детской личности в рамках онтогенеза. Он ясно и точно понимает, что нужно сделать, чтобы развить у ребенка сильное стремление к знаниям, а также что нужно сделать, чтобы облегчить его путь развития.

Несмотря на разные функции педагога и психолога, их действия не противоречат друг другу, а скорее усиливают и дополняют друг друга. С помощью психолога педагог может организовать действительно эффективный педагогический процесс, направленный на полноценное развитие ребенка.

На их основе уже более десяти лет разрабатывается уникальная образовательная программа для дошкольников «Золотой ключик». Программа построена таким образом, что с детьми одновременно работают два учителя. Один педагог — это няня, которая постоянно работает с ребенком, организуя для него различные занятия, а другой педагог — психолог, который стоит рядом или даже немного позади ребенка. Например, педагог предлагает ребенку определенную игру, а психолог узнает о его чувствах, эмоциях, переживаниях и т. д.

Организованная таким образом работа получила название «педагогика пар», которая помогает ребенку учиться более эффективно и успешно. Потому что второй учитель (психолог) идентифицирует себя с ребенком и делает его более эффективным, находчивым, смелым и развитым.

В настоящее время не во всех детских садах есть квалифицированный психолог, поэтому внедрить данную программу в учебный процесс не представляется возможным.

Если директор дошкольного образования понимает важность использования психологических основ в дошкольном образовании, он старается создать все условия, необходимые для эффективной реализации программы «Золотой ключик». Для этого чаще всего одного из воспитателей группы отправляют на специальную психологическую подготовку. Конечно, они не становятся профессиональными психологами, но вполне способны обеспечить дошкольнику необходимые условия для полноценного обучения, воспитания и развития.

Таким образом, психологической основой дошкольного образования является понимание важности дошкольного детства с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые педагог должен учитывать при организации учебного процесса.

Выделяют четыре основных особенности возрастных периодов:

  1. Ситуация социального развития
  2. Центральная психическая функция
  3. Центральная психологическая новая формация
  4. Ведущая деятельность

Каждый период, каждая психологическая эпоха имеет свою специфику. Именно с этими особенностями дошкольного периода связаны психологические основы воспитания в этом возрасте.

Оцените статью
МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Добавить комментарий